Вторник, 21.11.2017, 20:24
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2016 » Август » 9 » Из истории родного края
18:59
Из истории родного края

Жители села собрались на громкую читку свежих газет

«Служить достойным примером»

В Астрадамовке были театр и Общество трезвости

Нам из Ульяновска написал уроженец с. Астрадамовка В.И. Лушенькин. Валентин Иванович – ветеран Великой Отечественной войны, юрист по образованию, страстно увлечен историей родного края.  Его предки играли заметную роль в культурной жизни села. В семье В.И. Лушенькина хранится архив документов и фотоснимки всех самых важных событий Астрадамовки начала XX века. Вот что рассказывает Валентин Иванович об истории Астрадамовки. 

Из глубины веков

Астрадамовка – старинное село. В XVI веке здесь были непроходимые леса и болота, где не ступала нога человека. Эти леса во времена Ивана Грозного служили убежищем для разного беглого люда: кто-то спасался от свирепой расправы опричников, а кто-то от произвола бояр.

Особенно много поселенцев появилось в 70 годы XVII века, после разгрома разинцев на реке Барыш под селом Усть-Урень Карсунского района. Войско разбежалось в разные стороны, а часть осела на территории, где теперь расположена Астрадамовка. Первый помещик, во владение которого позднее перешло село, построил часовню, вокруг которой образовалась торговая площадь.

К концу XIX столетия Астрадамовка представляла собой большое торговое село с населением около трех тысяч человек. В Симбирской губернии оно славилось базарами. Местные богатые крестьяне строили каменные магазины и преуспевали в торговле. Развивались ремесла: изготовление колес, шитье сапог, голиц. Главнейшими производствами были кожевенное и солодовенное. Многие занимались выпечкой и продажей калачей, баранок.

Каждую субботу (позднее и в воскресенье) со всех окрестных деревень тянулись десятки подвод с хлебом, мясом, скотом. Из соседнего села Большой Кувай везли лесо-щепные изделия, табуретки, детские коляски. Из села Аркаево – гребешки, из Никитино и Выползово – валеную обувь. Астрадамовский базар был известен далеко за пределами Симбирской губернии. Сюда приезжали из Удмуртии, Мордовии, Чувашии, Татарии. Торговали зерном, шкурами, салом, дровами, углем для самоваров, маслом животным и растительным и другими товарами. Из города привозили промышленные товары.

В 1870-е годы в селе появился первый самовар – его приобрел Алексей Ермилин. Со всех концов села приходили к Ермилиным посмотреть на «чудо». Пить чай из него считали грехом и называли самовар «сатанинское пузо». Однако очень скоро самовар завоевал сердца людей и прочно вошел в домашний обиход, а лучины в избах заменили керосиновые лампы.

Культура и просвещение

Первое начальное училище появилось после освобождения крестьян от крепостной зависимости. Первым учителем был дьячок приходской церкви. Жалованья ему за преподавание не платили, зато общество построило избу, в которой он жил, здесь же размещалось и училище, где обучалось 15 мальчиков (девочек-учениц тогда не было – их отдавали на обучение астрадамовским мастерицам). Давались азы грамоты, читались религиозные книги, жития, сказания.

Большим событием культурной жизни явилось открытие в 1910 году Астрадамовского городского четырехклассного училища.

Лучом света в Астрадамовке можно назвать Петра Васильевича Чигирева. Он происходил из бедной крестьянской семьи Ардатовского уезда. После окончания фельдшерской школы был назначен земством в Астрадамовку на должность фельдшера и сразу же снискал репутацию человека умного, доброго, знающего свое дело. Народ шел к нему не только за медицинской помощью, но и за добрым словом. В начале 1880-х годов Чигирев привлек к себе нескольких молодых людей, среди которых были С.А. Ермилин, И.И. Королев, и вел с ними беседы на научные и политические темы, резко критикуя существующий в то время произвол властей.

Беседы проходили дома, на прогулках и пикниках. Вскоре его друзья стали самостоятельно читать серьезные книги. В числе привлеченных был и сын одного местного торговца-мещанина, через него удавалось выписывать и читать книги по истории, философии, естествознанию, а также познакомиться с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского, Писарева и других прогрессивных писателей. Из газет и журналов выписывали «Вестник Европы», «Русское богатство», «Научное обозрение». Так в 1890-е годы в Астрадамовке образовалось прогрессивное ядро, которое смогло повлиять на культурное развитие села.

Это выразилось в стремлении открыть в Астрадамовке народную библиотеку. В 1896 году на средства местного общества была открыта бесплатная библиотека, пропагандировалось просвещение и расширение политического кругозора.

В начале ХХ века решено было организовать публичную просветительскую организацию. Для этого использовали авторитет начальника местного почтово-телеграфного отделения В.П. Постникова и управляющего помещичьим имением Ю.Л. Львова. Под ширмой этих благонадежных людей возбудили ходатайство перед Симбирским губернатором о разрешении открыть в Астрадамовке Общество трезвости, проповедующее здоровый образ жизни и преследующее просветительские цели: устройство библиотек, читален, чтение лекций, постановку спектаклей. Губернатор дал разрешение, и общество начало работу.

На первом организационном собрании 15 ноября 1901 года было избрано правление. Председателем стал Владимир Павлович Постников, товарищем его – Александр Васильевич Спрыгин, секретарем – Степан Алексеевич Ермилин, казначеем – Василий Сергеевич Витушкин. В правление также вошли Василий Степанович Смирнов и Илья Иванович Антипин.

Членский взнос на 1902 год установлен для действительных членов – 3 рубля, для членов-соревнователей – 1 рубль. Правлению было поручено найти квартиру для собраний, для чайной, бильярдной и для театральной сцены.

Позже обсуждалась смета расходов на учреждение бесплатной библиотеки, ремонт помещения, оборудование чайной и сцены, были избраны распорядители по организации постановок спектаклей и танцевальных вечеров (А.А. Агеев и В.П. Постников). Уже через год в общество трезвости входило около ста человек, три четверти из них крестьяне.

Только чай

27 января 1902 года состоялось открытие помещения общества. Гостям был предложен чай, а вечером на сцене поставлены пьеса А.Н. Островского «Бедность не порок» и водевиль А.П. Чехова «Предложение».

Общество трезвости осуществляло свою деятельность на основании Устава, параграф 2 которого гласил: «Цель общества заключается в противодействии чрезмерному употреблению всяких охмеляющих напитков».

Также указывалось, что для достижения этой цели общество открывает чайную, бесплатные читальни и библиотеки, распространяет в народе книги, газеты, брошюры, поучающие воздержанию от вина, устраивает беседы, чтения, спектакли, концерты, гуляния без продажи спиртных напитков. В отношении обязанностей и поведения членов общества трезвости Устав требовал «служить достойным примером трезвой, трудовой и воздержанной жизни».

Валентин ЛУШЕНЬКИН. Фото из архива автора.

Окончание следует.

Изготовление колес было развито в Астрадамовке

Астрадамовское общество трезвости. В помещении можно было почитать газеты, журналы и выпить стакан чаю. Снимок 1905 года

Просмотров: 356 | Добавил: Sergeiinbox | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]