Прошедшая два года назад частичная мобилизация затронула разные слои нашего общества. Призыв на военную службу по повестке для многих стал серьёзным испытанием на мужество и силу духа. Некоторые «испуганные патриоты» поспешили скрыться даже от потенциальной возможности быть отправленными на специальную военную операцию. Большинство же настоящих русских мужиков приняло призыв государства и поддержало его.
Сергей Р. с позывным «Гуф» очередь в военкомат не занимал и других тоже не агитировал воевать. Когда же его племяннику пришла повестка, то предпринял все усилия, чтобы попасть с ним в одно подразделение и вместе пойти на фронт.
Гвардейская десантно-штурмовая ордена Кутузова дивизия, где сегодня проходит службу гвардии младший сержант Сергей Р., ведёт свою славную историю со времён Великой Отечественной войны. Боевую летопись соединения «Гуф» начал узнавать и лично дополнять значительно позже. Даже с началом СВО двадцатисемилетний парень не думал, что наденет голубой берет и станет участником крупнейшего вооружённого конфликта современности. Да и не собирался он этого делать тогда. Кто бы его осудил?
Сергей – пятый ребёнок в семье, мечтал с молодой женой, чтобы их дом скорее наполнился детским смехом. Работа в бизнесе по производству печного и банного оборудования давала стабильный доход. Новости о событиях на СВО, конечно, не оставляли парня равнодушным, но Красноярск, откуда он родом, это так далеко от Украины. А тут ещё супруга сообщила долгожданную новость о беременности.
В сентябре 2022 года в России началась частичная мобилизация. По призыву Сергей своевременно отслужил в частях спецназа ГРУ, а после этого – три года в Росгвардии. Он обоснованно предположил, что повестка ему вскоре придёт, так как приобретённые им военные навыки могут пригодиться. Первым же мобилизовали его племянника Алексея, который младше всего на четыре года.
– Я подумал, что если ему пришла повестка, то и мне придёт, – вспоминает десантник. – Чтобы попасть в одно подразделение, я прибыл в военкомат вместе с Алексеем, и вскоре мы из Красноярска уехали в Омский учебный батальон. Я взял позывной «Гуф», меня так ещё в школе называли, а он – «Слим». Кто знает эти имена, тот поймёт, – добавил увлекавшийся в юности рэпом Сергей.
Через две недели их зачислили в списки отдельного батальона связи десантно-штурмовой бригады, ведущей боевые действия по освобождению исторических российских территорий.
На войне связист – это приоритетная цель. При этом его работа связана с постоянными перемещениями там, куда мало кто суётся без особой надобности. В феврале 2023 года на сватово-кременном направлении в ЛНР шли ожесточённые бои. Наши каналы связи были нарушены, и «Слим» был направлен их восстановить. По пути попал под миномётный обстрел и погиб. Посмертно награждён орденом Мужества. С тех пор его дядя «Гуф» носит на шлеме шеврон «Быть воином – значит жить вечно» и воюет с укронацистами за двоих. На фронте сейчас много таких, кто живёт и бьёт врага за себя и за того парня, как писал Роберт Рождественский.
С ноября 2023 года десантники были переброшены на херсонское направление, где киевские боевики непрерывно пытаются прорваться на левый берег Днепра. Там десантура и сегодня плечом к плечу с морской пехотой Северного флота воюет с врагом, держит позиции.
Год назад применение беспилотной авиации и FPV-дронов силами ВСУ достигло небывалых прежде масштабов. Для наблюдения за обстановкой и предупреждения об атаках и вылазках противника десантники используют различные технические средства, в том числе и видеокамеры, сигнал от которых передаётся по оптоволокну. Противник об этом хорошо осведомлён и постоянно пытается атаковать как сами средства наблюдения, так и техников, которые их устанавливают и обслуживают.
Командиру линейно-кабельного отделения «Гуфу» поставили задачу: установить и запитать камеры для контроля местности. Известно, что за время противостояния дроны противника при поддержке западных кураторов увеличили радиус применения до десятков километров, и на побережье Днепра не осталось безопасных мест. При этом специалист, выходя на задание по ремонту и установке каналов связи, берёт с собой до тридцати килограммов полезного груза: полтора километра оптоволокна, специальный сварочный аппарат, прочие инструменты, а также оружие и средства защиты. Всё это нужно ещё донести и развернуть, не теряя контроля за воздушной и наземной обстановкой.
– Сидим мы с напарником, паяем оптоволокно, – рассказывает «Гуф», – работа тонкая, обычно такую в офисе выполняют в перчатках и очках, а тут в полевых условиях. Слышим – дрон. С опытом уже понимаешь, когда они мимо пролетают, а когда над тобой зависают. Если несколько секунд не уходит и не сбрасывает, значит, разведчик. Мы решили укрыться в «зелёнке» (так называют лесной массив), а к работе позже вернуться.
– Собрались, побежали, – продолжает десантник. – Дистанция до выбранного укрытия была метров четыреста. А дрон от нас не отстаёт, следит. Слышим, ещё один дрон, а звук надрывный, тяжёлый. Значит, со сбросом. Мы быстрее побежали, в более крупную «зелёнку». Главное – аппаратуру и инструменты не потерять. Работу доделать надо. Добежали до большой «зелёнки», слышим, к двум другим добавляется будто пищащий звук, это FPV-дрон за нами прилетел. Тут уже опыт помог, бежать не надо, листва надёжнее защитит. FPV в стороне подорвался, но понимаем, разведчик нас пасёт, значит, надо уходить. Мы максимально скрытно перешли в другое место, а туда, где мы были, кассетные мины с того берега прилетели. После, как всё утихло, мы с напарником вернулись и восстановили связь.
За этот и другие боевые эпизоды, каждый из которых мог стать для связиста последним, «Гуф» был представлен к медали «За отвагу».
Сейчас Сергей стремится максимально полно передать свой опыт молодому пополнению. В основном обучает добровольцев, заключивших контракт о прохождении военной службы и прибывших на СВО. «Гуф» не сетует на судьбу «мобика», но после победы надеется сразу отправиться домой к любимой жене и сынишке, который уже начал забавно лепетать.
Сегодня достойная зарплата фронтовика и социалка гарантируют его семье стабильность. Забота государства о своих защитниках не может не радовать.
Сергей не выбирал путь воина, но пошёл по нему в трудный момент, когда стал нужен стране. «Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты!» – такое обращение явно не к нему и не к тысячам фронтовиков, достойно выполняющих свой воинский долг. Со временем они обязательно вернутся домой победителями!
Александр ДРУЗЬЯК.
ГрВ «Днепр».