17 сентября в центре дополнительного образования  Сурской  средней  школы  «Точка роста»,  созданного в рамках национального проекта «Образование: шаг в будущее»,  прошёл День открытых дверей.  Для ребят работали 5 площадок: «Шахматы», «Легоконструирование», «Компьютерная графика», «КИД», «Волшебный карандаш».

Ребята создавали рисунки в 3D Paint, рисовали не только мелками, но и «виртуальными карандашами», собирали конструктор.  И, конечно, провели шахматный турнир. День оказался очень творческим и плодотворным.

О его открытии  22 сентября 2020 года наша газета писала в одном из сентябрьских номеров 2020 года. Сегодня, как и тогда, он распахнул свои двери и готов принимать в своих профильных классах любителей исследований, науки, проектов и инноваций – всех тех, кто стремится познать мир современных технологий!

Напомним, что на базе «Точки роста» осуществлялась реализация не только общеобразовательных программ по предметным областям «Технология», «Информатика», «ОБЖ» с  обновлённым содержанием и материально-технической  базой, но и программа дополнительного образования  по IT-технологиям, медиатворчеству, шахматному образованию, проектной и внеурочной деятельности.

Прошло 4 года… что изменилось с момента открытия? Мы побывали в школе и побеседовали с руководителем  Центра «Точка роста» Надеждой Михайловной Саблиной и авторами заявленных программ.  Много о работе Центра рассказала Оксана Вячеславовна Баталина, руководившая  «Точкой роста» с момента основания.

– В нашей школе реализуется  два направления  (профиля): формирование цифровых и гуманитарных компетенций и  проектная деятельность, – говорит Надежда Михайловна.

В начальных классах Екатериной Сергеевной Мироновой был создан кружок «Лего-конструирование и основы робототехники» – вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи  можно решить посредством увлекательной игры, и каждый ребёнок может с ними справиться. Школьники собирали движущиеся модели из лего-конструктора. В прошлом году ученики 3 класса участвовали в районном конкурсе и заняли призовое место.

Компьютерную графику ведёт Юлия Владимировна Шманатова. 

– Сначала дети познакомились  со специальными терминами: графический редактор – программа, помогающая человеку создавать рисунки, и компьютерная графика – изображения, созданные при помощи компьютера, – сказала она. – Данные занятия помогут развивать не только воображение, творческие способности, но и стать мотивом к активному усвоению знаний по истории, литературе, искусству, музыке и другим предметам гуманитарного цикла. На занятиях перед детьми ставится цель. Они работают на ноутбуках, изучают материал, создают иллюстрации, схемы, открытки, картинки, рисуют в Paint.  По завершении ребята выступают перед одноклассниками, представляют свои графические работы. Учителем формируется единый сборник, посвящённый, например, творчеству писателя. На реализацию проекта нужно 2-3 занятия. Здесь могут быть рассмотрены и краеведческие темы. Первая работа, за которую третьеклассники взялись в графическом редакторе, называлась «Архитекторы Промзино».

Они участвовали в областном форуме. Юлия Владимировна заняла первое место как педагог дополнительного образования. Приняли участие во Всероссийском конкурсе, где снова заняли первое место.

С помощью 3D-очков  ученики на уроках истории посещали виртуальные музеи, создавали проекты своих комнат.

В кружке «Волшебный карандаш» (А.В. Татаринцева) проводились конкурсы рисунков к различным праздникам. Есть фотоаппарат. Всё это даёт возможность издавать школьную стенгазету. Работает кружок «Цифровое фото».

Шахматами занимается Георгий Сергеевич Камерцель.

– Мы с ребятами изучали стратегии, шахматные дебюты, анализировали партии. Периодически организовывались муниципальные туры.

В 2021 году команда школы заняла 1-ое место в районном командном турнире, ей был вручён кубок, который пока передать некому. Дети участвуют в онлайн-турнирах  разного уровня, им очень нравится.

Авиамоделирование ведет   Елена Викторовна Олейник. Ребята учились управлять квадрокоптерами. Ещё недавно квадрокоптер, парящий в воздухе по определённому маршруту, казался чем-то из области фантастики, а сегодня такая техника наряду с приборами виртуальной реальности, наборами по робототехнике и многим другим – уже привычная часть образовательного процесса. Дети учились параллельно с Python программировать дроны.

«Точка роста» направлена на обеспечение жизнедеятельности учащихся. В программу внесён блок по ОБЖ, которым руководит Александр Николаевич Китов. Там есть манекены, макеты. Дети активно участвуют в различных программах. Работает кружок «Юный спасатель», на котором они учатся вести себя в чрезвычайной ситуации, отрабатывают умения при травматизме.

Оказанию первой помощи пострадавшим на месте происшествия  научит «Школа безопасности», возглавляемая Ниной Николаевной Сорокиной. Она предусматривает знакомство с теорией и практикой. В кружке дети познакомились с системой поведенческих алгоритмов действий в экстремальных ситуациях, рассмотрели  психологические основы выживания в природных условиях. При изучении темы по правилам дорожного движения, ребята изготовили уменьшенные дорожные знаки. Для учащихся 5-8 классов проводили викторину, оформляли мини-проекты по ним. По теме «Техногенные катастрофы» школьники  оформили стенд с мировыми катастрофами. На Дне открытых дверей показывали, как нужно оформлять проекты.

Надежда Михайловна Саблина возглавляет клуб интернациональной дружбы. Проходили заседания, приуроченные к памятным датам, участвовали в областном конкурсе «Календарь дружбы», в районном конкурсе «Пасха радость нам несет» в номинации «Пасхальная газета».

Учащиеся с 1 по 11 класс участвуют  в «Уроках цифры» на всероссийском уровне.

 Цифровизация развивается. Ученики 4-5 классов изучают языки программирования в среде Python и Scratch (Е.В. Пронина). Это высокоуровневые языки программирования, отличающиеся эффективностью, простотой и универсальностью использования. Язык программирования Scratch использовался параллельно с работой  Кванториума. Баталин Алексей занял 1-е место.

– Благодаря  тому, что в «Точке роста» хорошая компьютерная база, – сказала Оксана Вячеславовна, – учителя используют данные технологии для участия в олимпиадах различного уровня, ведётся подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, развивается профориентация.

Очень активно Центр использовался в период пандемии.

За четыре года добились хороших результатов, команда была сильная, сплочённая. А учащиеся, приобретая знания в кружках Точки роста, получили возможность полнее развивать свои способности, лучше разбираться в новом и быть более уверенными в себе. Для каждого ребёнка есть ориентир – найти «свою точку роста» и развиваться в том направлении, которое ему по душе. Я видела, с каким удовольствием ребята приходят на занятия кружков.

А что родители? Каково их мнение по поводу участия детей в кружках «Точки роста? Единогласное одобрение!

– Дети заняты полезным делом, они развиваются, – сказала Татьяна Родионова. – Мой сын Дмитрий с удовольствием  занимается шахматами. Никто в нашей семье не умеет играть, а ему нравится. Он и раньше занимался, и сейчас не бросает, несмотря на занятость: танцует, ходит в спортивную секцию по пауэрлифтингу. В День открытых дверей на шахматном турнире «Белая ладья» одержал победу.

Можно с уверенностью сказать, что учащиеся могут осваивать новые технологии, используя современное оборудование.

Ф. ЯКОВЛЕВА.