Во время наших рабочих поездок по району мы не раз обращали внимание на то, что бывшие некогда величественными и роскошными здания располагаются чаще всего на окраине сел, посреди покосившихся домиков. В этот раз мы не смогли проехать мимо старинного храма Архангела Михаила в селе Никитино.  

Место для храма было выбрано не случайно. Стоит он на самом высоком месте в селе над рекой Барыш, открыт всем сторонам света, виден издалека. Даже разрушенный, он не производит впечатления «бедного родственника» среди прочих построек. 

Согласно историческим справкам, село Никитино было основано в середине 17 века беглыми крестьянами. Его также  нередко называли селом Архангельским на реке Барыш. В конце 18 века оно вместе с землями было пожаловано Дмитрию Гурьеву, российскому сенатору, удостоенному в 1819 году графского титула. Граф не посещал село лично, но его жена, графиня  Параскева Гурьева, любила там бывать, и вскоре по ее инициативе было начато строительство православного храма. Учитывая патриотические настроения в российском обществе того времени, порождённые недавней победой в войне 1812 года, церковь задумывалась как духовный памятник защитникам Отечества.

В 1816 году выделили средства, на которые начали закупать строительные материалы. Они были, в основном, местные: белый камень на фундамент и отделку огромного подвала брали из Каменной горы, что в 1,5-2 километрах от села, кирпич делали местные мастера из белой глины. А вот кладку стен, перегородок и перекрытий зодчий доверил мастерам-каменщикам из соседнего села Астрадамовка.

На оставшиеся деньги пригласили архитектора, имя которого, к сожалению, на данный момент неизвестно. Он избрал для проекта необычный, по меркам провинции, стиль – поздний классицизм. В связи с этим, согласно клировой ведомости Михаило-Архангельсой церкви села Никитино Карсунского уезда Симбирской губернии от 1915 года: «…церковь каменная, без колокольни, колокола же помещаются на одной из четырех глав храма…»  

Но отсутствие одного из главных атрибутов храмового зодчества, колокольни, – далеко не единственная особенность церкви. Сохранившиеся фрески отличаются от канонических. Это связано с тем, что к росписи храма приложили руку столичные мастера, выполнившие фрески в традициях петербургских мастеров-живописцев.

Купол и стены храма расписаны с использованием библейских сюжетов. Главная (восточная) стена украшена иконой, на которой изображён Иисус Христос под тяжестью креста. Купол выполнен в светло-голубых тонах и олицетворяет царствие небесное. На стенах храма нашли отражение сюжеты из жития святых, что тоже необычно. И, пожалуй, самое разительное отличие от остальных храмов области – наличие подвальных помещений со склепами. Они находятся в западной части, куда еще можно спуститься через сохранившийся ход. Часть подвала раньше служила в качестве мест захоронения местных священнослужителей. Некоторые помещения замурованы до сих пор, а часть попросту обвалилась.

Что касается склепов, их вскрывали и разоряли сначала воинствующие атеисты в 30-е годы 20 века, а потом и чёрные копатели нашего времени, охотящиеся за кладами. Очевидцы утверждают, что по сей день в разных частях подвала можно найти фрагменты скелетов некогда похороненных здесь людей. Своими глазами нам увидеть такого не довелось, так как спуститься в подвал мы не решились, но чувство суеверного страха присутствовало. Также было ощущение, что могучий храм имеет весьма сильную энергетику и не любит съемок.  Из-за начавшегося обрушения вполне возможно, что подвалы будут полностью засыпаны, хотя внутри кладка довольно крепкая.

Рассказывают, что церковь в селе Никитино славилась множеством деревянных икон, среди которых были и иконы старого письма. К их числу относился образ Пресвятой Богородицы Троеручницы (верующие почитали икону как чудотворную, обладающую целительной силой). Также при Михаило-Архангельском храме имелась библиотека, в которой находилось до 275 томов книг религиозного, исторического и иного содержания.

Храм не избежала печальная учесть смены ориентиров в стране. В 1929 году его закрыли «с размахом». «Активисты» выбрасывали иконы на улицу, разбивали их, призывали топить ими печи. Местный священник отец Александр остался верен святому месту и продолжал тайно совершать православные обряды, за что и поплатился. В один из вечеров он возвращался из соседнего села домой. По дороге между сёлами Выползово и Никитино его встретили никитинские комсомольцы и сильно избили. От полученных травм отец Александр скончался и был похоронен верующими на старом Никитинском кладбище.

Саму церковь с тех пор стали использовать для хозяйственных нужд: там был склад, затем зернодробилка, а в подвалах хранили картофель, прямо рядом со склепами.  С тех пор храм медленно разрушался, в 2009 году местные жители приняли решение восстанавливать его собственными силами. Масштабных работ, конечно, не получилось. Судя по обстановке, были скромные попытки отреставрировать храм, но сейчас он по-прежнему стоит, покинутый всеми. Летом в нем спокойно могут пастись, скрываться от летнего зноя, коровы и бараны. 

Тем не менее, храм до сих пор представляет собой уникальный объект архитектуры 19 столетия. 

А. СЛАВИН.

При подготовке материала использовались источники открытого доступа ulpressa;  mosaicа.ru. 

error: Контент защищён!