«Селение свободных людей» 

Как мы уже писали ранее, в нынешнем году, кроме р.п. Сурское, большую юбилейную дату отмечает старейшее село нашего района – Барышская Слобода.

История этого населенного пункта настолько интересна, что о ней можно рассказывать очень долго. Сейчас коснемся давних времен.

 Первое упоминание о Барышской Слободе связано с именем царя Ивана Грозного. Это райское место на стыке реликтовых лесов, заливных лугов междуречья с их старицами и озёрами оказалось стратегически выгодным в военном отношении: оно находится на возвышенности, с него хорошо видно все Засурье. Здесь было основано городище (укрепленное поселение, обнесенное земляным валом). Своё название  городище получило от существовавшего ранее озера Баран, возле которого было возведено. В древних источниках название зафиксировано как Борончеево Городище.

Во время последнего похода Ивана IV на Казань летом 1552 года русская армия сделала возле этого сторожевого пункта остановку для отдыха: труднопроходимый лесной район отбирал у воинов много сил. Участник этого похода, князь Андрей Михайлович Курбский, указал точное место остановки войск: «На реке Суре были проделаны многие мосты и тут государя встретили горные люди …» («История государства Российского», том VIII, стр. 281). Сторожевой пункт  населяли служивые люди, освобождённые от податей в казну. Среди них были черемисы (марийцы), которые делились на горных и луговых. Горные марийцы хорошо знали лес, были быстры на бегу, метко стреляли из лука.

 Первое официальное упоминание о Борончееве Городище считается датой его основания.

На слободской земле, согласно историческим источникам, во время последнего Казанского похода стояли до 150 тысяч солдат и 150 орудий – очень мощная армия. После отдыха воины, переправившись через  Суру, пошли на Казань. В результате этого похода Казанское ханство вошло в состав Московского государства.

– Впоследствии Иван Грозный сделал Баранчеево-городище, так мы его сейчас называем, своей военной базой, – рассказывает краевед Людмила Николаевна Ганина, жительница Барышской Слободы. –  Куда бы он с войском ни шел, останавливались здесь, отдыхали и запасались провиантом. В дальнейшем Баранчеево-городище расширялось, территориально «срослись» несколько поселений: Комаровка, Рыбацкая Слобода, Барышская Слобода. Это последнее название закрепилось за всем селом. Барышская – это понятно, населенный пункт образован на месте слияния Суры и Барыша. Слобода – означает  «селение свободных людей». В наше село крепостное право  пришло гораздо позже, чем в целом оно укрепилось в Российском государстве.

Владельцами села в разное время были: сын Ивана Грозного – царевич Иван; царевич Алексей; с 1648 года  это одна из вотчин основателя Карсуна и Симбирска, сподвижника царя Алексея Михайловича, воеводы  Богдана Хитрово; в середине 18 столетия в числе владельцев упоминается граф Скавронский; позднее оно входило в состав огромного имения, принадлежащего сначала князьям Потемкиным, затем графу Г.И. Рибопьеру – он был последним владельцем.

Жители Барышской Слободы занимались хлебопашеством, рыбной ловлей, пчеловодством. Здесь функционировали бумажно-картонная фабрика,  пеклеванная мельница, лесопильный завод, лесосплавная контора, затон, в который местные судостроители ежегодно спускали на воду до десяти барж и белян. На пристани грузились хлеб, мука, сало и прочие грузы. По субботам в селе проходили базары с довольно значительным товарооборотом.

Со временем развивается производство речных судов (дощаников, расшив, суряков),  мукомолье – недалеко от села, на правобережье Суры, за Барышом, действовала пароводяная мельница, на которой вырабатывалось несколько сортов муки.

 О развитой в прежние времена торговле говорят сохранившиеся в селе при многих жилых домах каменные лавки с железными дверьми и ставнями. Есть и другие свидетельства былого богатства и процветания, например, старинные дома, выделяющиеся городским архитектурным обликом.

В Барышской Слободе было три церкви: Христорождественская (построена в 1787 году), Успенская (в 1752 году) и Николаевская (в1891 году). Две последних стояли очень близко друг от друга, колокольня у них была общая.Во многом из-за того, что храмы стояли на возвышенности, колокольный звон раздавался по округе на много километров.

 В 1911 году в селе было  1000 семей, с общим количеством постоянных жителей 5689 человек.

Подготовила К. ЕРЕМИНА.