Сложно придумать сферу, которая не была бы охвачена советской публицистикой – в газетных киосках можно было найти журналы на самые различные темы: космос, наука, автомобили, путешествия, садоводство, рукоделие, здоровье.
В Советском Союзе в разные годы выпускалось более 200 наименований разных журналов. Печать научно-популярных изданий в СССР контролировалась строгой цензурой не только содержания, но и качества материалов. Чуть ли не каждая семья оформляла подписку на журналы, их с нетерпением ждали дети и взрослые. Дома их бережно хранили, собирали в подшивки, перечитывали, регулярно брали оттуда рецепты и выкройки. Сегодня не все советские периодические издания представляют большую историческую ценность, но отдельные экземпляры с редкими обложками или статьями до сих пор интересуют коллекционеров и любителей старины.
В 1928 году Добровольное общество содействия развитию автомобилизма и улучшению шоссейных дорог СССР «Автодор» учредило ежемесячный популярный журнал «За рулем». Уже в первом номере издание публиковало новости отечественного и мирового автопрома, обсуждались темы российских дорог, устройства автомобиля, а также биографии изобретателей и гонщиков. Во время Великой Отечественной войны и вплоть до 1956 года журнал не выпускался. В 60-х годах он стал больше освещать мировые события, а в 1970-х одним из ведущих разделов журнала стала рубрика «Испытания» (аналог современного тест-драйва). На обложках журнала 1980-х размещались достижения отечественной автомобильной промышленности: «Ока», «Таврия», «Жигули» и «Нива», а в 1990-е их заменили иномарки, которые вытеснили с обложек советские машины. Журнал издается и по сей день.
Советское ежедневное массовое издание «Рабочая газета» имело несколько тематических приложений. Например, популярным ежемесячным приложением был известный детский журнал «Мурзилка». Другим, не менее популярным, стал юмористический литературно-художественный сатирический журнал «Крокодил», который выходил трижды в месяц. 27 августа 1922 года читатели «Рабочей газеты» получили первый номер «Крокодила». В новом журнале публиковались фельетоны, ироничные карикатуры. Они высмеивали международных оппортунистов, белоэмигрантов, нэпманов, буржуазную интеллигенцию, жуликов, спекулянтов, самогонщиков и другие злободневные проблемы внутренней и международной жизни. Символом издания стал красный крокодил с вилами. В разное время в редакции журнала работали такие писатели, как Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Катаев, Владимир Маяковский, коллектив Кукрыниксов. В 1933 году НКВД обнаружило в «Крокодиле» признаки антисоветской агитации. В 1936-1940 годах многие сотрудники журнала были репрессированы. Новый состав редакции взял другой вектор. Делалось все возможное, чтобы журнал стал официальным рупором политической жизни СССР. В 2001 году издание журнала прекратилось из-за проблем с финансированием.
Как нам стало известно, сурчанин Александр Владимирович Сахаров, начиная с 70-х и по 2000-е годы собирал коллекцию журналов, «За рулем» и «Крокодил», которую до настоящего времени бережно хранит у себя дома.
– В СССР многие люди активно интересовались автомобилями и я в том числе, – рассказывает Александр Владимирович. – Поэтому каждый выпуск популярного автожурнала я всегда ждал с нетерпением. Там было много интересной информации о выпускаемых в те годы автомобилях. В разделе «Советы бывалых» автолюбители обменивались опытом ремонта и выявления неисправностей. Другого, более подробного источника информации об автомобилях и их обслуживании в те годы просто не было. Журнал «Крокодил» выписывали мои родители. Я сначала просматривал только карикатуры, а потом стал читать от корки до корки. Так сначала произвольно, а потом уже целенаправленно создалась моя коллекция журналов СССР.
А. СЛАВИН.