Дорогою мечты
Один на один с преступниками
Помимо того, что работа участкового очень сложная и напряжённая, она ещё и крайне опасна, требует хорошей физической подготовки, смелости и решительности. На своём административном участке участковый практически круглые сутки находится один, первым сталкивается с правонарушителями и преступниками, при этом полагаясь только на самого себя. Были и случаи нападения на участковых. Один произошёл в Лаве со старшим участковым инспектором майором милиции Александром Романовичем Шмойловым. Это случилось в начале 90-х годов, когда он задержал за спекуляцию промышленными товарами двух женщин-цыганок, жительниц села Тагай Майнского района. Время было уже позднее, поэтому Александр Романович решил отпустить цыганок домой, обязав их на следующий день явиться с документами в РОВД для дальнейшего разбирательства. Изъятые вещи оставил в служебном кабинете.
Ночью домой к участковому постучали, и взволнованный мужской голос сообщил, что его ограбили и ему срочно нужна помощь. Едва Александр Романович открыл дверь, как был сбит с ног двумя мужчинами-цыганами (мужьями тех женщин). Его стали избивать, требуя вернуть изъятые вещи.
В завязавшейся неравной схватке цыганам удалось завладеть пистолетом и, уже угрожая оружием, они продолжали избивать участкового и требовали дать им ключи от служебного кабинета. Стоявшая за дверью жена Александра Романовича Раиса Ивановна быстро сообразила, что без посторонней помощи здесь не обойтись, и срочно позвонила нескольким лавинским охотникам, жившим недалеко от дома Шмойловых (каждый участковый инспектор милиции имел своих верных помощников из числа местных охотников, готовых прийти им на помощь). Вот и на этот раз возникшая ситуация не закончилась трагически только благодаря охотникам и оперативному реагированию Раисы Ивановны. Цыгане скрылись, прихватив с собой табельное оружие Шмойлова.
В ту же ночь весь личный состав отдела был поднят по тревоге и приступил к поиску преступников. Были заблокированы все предполагаемые пути их отхода, созданы оперативно-поисковые группы для прочёсывания местности, силами участковых инспекторов Астрадамовской зоны были организованы передвижные мобильные группы с привлечением охотников, которые осуществляли непрерывное патрулирование на автомашинах по трассе Никитино – Усть-Урень.
Я был в оперативной группе в составе заместителя начальника РОВД по оперативной работе В.В. Сомова и начальника ГАИ Ф.М. Хасанова. Эту беспокойную ночь мы провели в районе Алтынного оврага, однако всё было тщетно – в ожидаемое место преступники так и не вышли. Ночные поиски результатов не дали. Наутро из УВД прибыло несколько оперативных работников уголовного розыска. Поступали телефонные звонки о подозрительных лицах от бдительных жителей Лавы и Белого Ключа.
Во второй половине дня один из таких звонков поступил в дежурную часть РОВД от жителя села Белый Ключ, который сообщил, что на окраине села он заметил двоих мужчин, которые вышли из одной из бань, расположенных в конце села, и направились к другим баням. В Белый Ключ выехала оперативная группа под руководством Сомова, в состав которой вошли милиционер-водитель Борис Яковлевич Липкин, инспектор дорожно-патрульной службы Николай Петрович Святкин, милиционер отдела вневедомственной охраны Дмитрий Иванович Вьюшкин и я. «Подозрительными мужчинами» оказались наши оперативные работники Валерий Геннадьевич Бычков и Владимир Алексеевич Шмарин, которые в процессе розыска занимались осмотром бань.
На обратном пути возле села Белый Ключ мы увидели стоявшего к нам спиной мужчину, который, едва завидев милицейский УАЗ, бросился бежать. Но далеко уйти ему не удалось – прогремевшая над его головой автоматная очередь заставила его остановиться и поднять руки. Это был один из нападавших цыган. При личном досмотре в кармане задержанного был обнаружен и изъят пистолет Шмойлова. В этот же день был задержан и второй участник нападения. Конечно же, столкнуться один на один с преступниками рискуют не только участковые инспектора, от нападения не застрахован ни один страж порядка.
Удар в спину
В неравную схватку с правонарушителем с вооружённым ружьём и охотничьим ножом, пришлось вступить инспектору ГАИ Фаилю Адельшовичу Канюшеву. Он возвращался в РОВД после рейда в Сарской зоне. Проезжая через село Полянки, решил проверить ехавшего навстречу мотоциклиста с охотничьим ружьём за спиной. Он жезлом подал знак об остановке. Мотоциклист остановился, выхватил из-за спины ружьё и направил его на Канюшева. Секунда – и прогремит выстрел… Но молниеносно проведённый боевой приём борьбы резко отбросил нападавшего в сторону, и ружьё оказалось в руках Фаиля.
Едва он отвернулся от нападавшего, чтобы положить ружьё к себе в машину, как почувствовал резкую боль в области левой лопатки. Это был удар ножом. Истекая кровью и превозмогая боль, Фаиль Адельшович сумел добраться до отдела милиции и доложить о случившемся. Теряющего сознание, его отправили в больницу. В экстренном порядке его успешно прооперировали.
– Повезло тебе, парень, – сказал очнувшемуся от наркоза Канюшеву хирург Геннадий Алексеевич Слободин, – в рубашке родился, лезвие ножа прошло всего в миллиметре от сердца, и если бы оно не задело ребро, то исход мог бы быть печальным.
Через несколько часов после случившегося преступник был задержан, и впоследствии осужден за покушение на убийство сотрудника милиции. А Фаиль Адельшович за образцовое исполнение служебного долга Указом Президиума Верховного Совета СССР был награждён государственной наградой – медалью «За отличную службу по охране общественного порядка», и по выздоровлении продолжил службу.
Выстрелы февральским утром
В ночь под Старый Новый год 1993 года была совершена кража товарно-материальных ценностей из магазина села Большой Кувай. На грузовой машине преступники вывезли практически весь товар, оставив пустые прилавки и голые стены. Через месяц в ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками уголовного розыска было установлено, что к этой краже причастна группа неоднократно ранее судимых жителей Инзенского района во главе с жителем села Глотовка. Для задержания главаря преступной банды в Глотовку направили оперативную группу в составе начальника паспортно-визовой службы В.Б. Тимохина, инспектора ГАИ Н.П. Святкина и оперативного уполномоченного отделения уголовного розыска старшего лейтенанта милиции (выйдет в отставку подполковником милиции) Валерия Викторовича Каргина.
Прибыв вечером в Глотовку, они установили скрытое наблюдение за домом преступника. Всё было спокойно. Двери в дом и во двор были заперты на навесные замки, поэтому решили проверить двери сзади дома. Ранним утром со стороны огорода они незаметно подошли к дому и проникли во двор. Дверь со двора в сени оказалось запертой изнутри. Стало ясно, что в доме кто-то есть. Приведя оружие в состояние боевой готовности, милиционеры постучали в дверь. В ту же секунду раздались выстрелы – это преступник через дверь открыл огонь. В результате неожиданной стрельбы Валерий и Владимир получили огнестрельные ранения, но сумели открыть ответный огонь, после чего выстрелы за дверью прекратились. Мгновенно оценив ситуацию, Святкин понял, что если преступник жив, то он наверняка попытается уйти через окно, поэтому стремглав бросился на улицу. Едва он выбежал из-за угла дома, как почти лицом к лицу столкнулся с выпрыгнувшим из окна бандитом, который тут же выстрелил в него из нагана, но промахнулся. Шансов на дальнейшую стрельбу Николай Петрович ему уже не дал – ответной автоматной очередью он ликвидировал бандита. За самоотверженность, мужество и отвагу, проявленную при задержании особо опасного преступника, В. Б. Тимохин, В.В. Каргин и Н.П. Святкин были удостоены высоких правительственных наград – орденов «За личное мужество». После излечения они вернулись в строй.
Один против пьяной толпы
В крайне опасной ситуации оказался однажды и мой брат Ренат. Эта история началась с дерзкого ограбления средь бела дня продуктового магазина в деревне Алейкино. Двое молодых людей в чёрных масках, угрожая продавцу пистолетом, забрали продукты питания и спиртное и скрылись. Прибывшие сотрудники Астрадамовского отделения майоры милиции Р.Х. Тукаев и Сергей Васильевич Леванов, лейтенанты милиции Анатолий Павлович Козлов и Александр Николаевич Аксёнов обнаружили на снегу едва заметные следы, тоненькой цепочкой уходившие в сторону Паркино. Погода и время были на стороне грабителей: начавшийся ещё ранним утром обильный снегопад продолжал засыпать их следы, и в скором времени он мог их скрыть полностью.
Тукаев, Козлов и Аксенов пошли по следам, оставив Леванова оформлять протокол осмотра места происшествия и устанавливать очевидцев преступления. За селом Паркино следы уходили в сторону села Старые Чукалы Чувашии. Анатолий Козлов, не однажды охотившийся в паркинских лесах, предложил срезать путь через лес и перехватить преследуемых до того, как они дойдут до Чукал. Одолжив у местных жителей лыжи, Анатолий и Александр пошли через лес, а Ренат попросил своего знакомого, у которого была лошадь, поехать с ним по следам.
Случилось так, что он первым добрался до Чукал, в то время как Козлов и Аксёнов всё ещё были в пути. Медлить было нельзя, поэтому Ренат принимает решение идти на задержание один.
Вооружённых грабителей было, как минимум, двое, поэтому, чтобы хотя бы создать видимость, Ренат надел на знакомого свой милицейский бушлат и шапку, наказав ни на шаг не отходить от лошади, а сам вошёл в дом. Там были женщина и двое подростков на печке. По их раскрасневшимся лицам Ренат понял, что это те самые грабители, только что пришедшие домой. Объяснил женщине – это была их мать, – что если они вернут украденное, то никакого серьёзного наказания за совершённое её детям не будет, но для этого им всё-таки надо будет поехать с ним в милицию. Узнав о том, что ехать надо в Сурский РОВД, мать подростков, ни слова не говоря, тихонечко выскользнула за дверь и исчезла.
Когда Ренат с задержанными подростками и мешками ворованных товаров вышел на улицу, то увидел быстро приближающуюся к дому толпу пьяных мужиков, впереди которых шествовала мать подростков. Среди них выделялся один парень, по блатному жаргону и поведению которого было видно, что у него уже были проблемы с законом и он имеет тюремный опыт. Парень громко кричал, что чужой милиционер не обладает полномочиями кого-либо забирать с территории другого региона, поэтому его действия незаконны. Своими криками он активно «подогревал» толпу, призывая пьяных мужиков к немедленной расправе над «чужаком». Пока подростки укладывали мешки и рассаживались в санях, разъярённая пьяная толпа оказалась уже в нескольких метрах от Рената.
Шепнув хозяину лошади, чтобы был максимально готовым к быстрому старту в противоположном направлении, он достал из кобуры пистолет и, демонстративно передёрнув затвор, скомандовал всем стоять на месте и крикнул, что в противном случае откроет огонь на поражение. Явно не ожидавшая такого поворота событий, толпа резко остановилась. Тем временем Ренат мгновенно запрыгнул в сани, и лошадь рванула с места. Рванула за ними и опомнившаяся толпа, но уже через пару сотен метров отстала. Наблюдавший за происходящим «милиционер» на лошади успел сосчитать нападавших – их было пятнадцать человек, а задержанные парни рассказали, о том, что в этот день у них отмечается чувашский национальный праздник, к которому все жители села начинают готовиться задолго до его наступления, заблаговременно запасаясь самогоном.
Продолжение следует