Даже если ты всю жизнь провел на берегу и только три года отслужил в военно-морском флоте – в душе ты навсегда останешься моряком. Да и многие, включая женский пол, неравнодушны к морской романтике. Наверное, мы все так любим море, мало найдется людей, которые хотя бы раз не переболели мечтой о морских путешествиях.
Страна готовится к празднованию Дня военно-морского флота, который в этом году отмечается 28 июля. Праздник не обойдет стороной и некоторых сурчан. Свою флотскую бескозырку и тельняшку в этот день достанет из шкафа житель райцентра Валерий Сергеевич Штукатуров. В 1966-1969 годах он проходил срочную службу в военно-морском флоте. И хотя прошло с той поры более пяти десятков лет, Валерий Сергеевич в преддверии Дня ВМФ с удовольствием вспомнил о тех временах и рассказал о своей службе на морях и океанах.
– К службе на флоте я готовился и стремился туда попасть, – рассказывает Валерий Сергеевич. – Еще до призыва прошел обучение в Ульяновском морском клубе. На призывной комиссии просился только на флот. Сначала меня записали в подводный плавсостав, но потом пошли навстречу и изменили решение. В то время в ВМФ призывали на три года, но я ни разу не пожалел, что служил дольше, чем в других родах войск. Сначала полгода был в «учебке» в городе Пионерске на Балтике, получил специальность по БЧ-5 (газотурбинист машинно-котельной группы). По окончании учебного центра меня направили в город Балтийск на новый большой противолодочный корабль 76 проекта «Кореец». Это был прототип канонерской лодки. Длина корабля -154 метра, ширина – 17 метров, высота от киля до клотика – 36 метров. Суммарная мощность четырех турбин – 96 тысяч лошадиных сил. Корабль был оснащен самым современным на тот период времени вооружением: две спаренные пушки 76 калибра, две ракетные установки, пятиствольный торпедный аппарат, две многоствольные зенитные установки РБУ, боекомплект глубинных бомб, вертолетная площадка. В экипаже корабля было 450 человек. Это во время несения службы в мирное время. В военное время предусматривалось увеличение численности команды до 850 человек. Вскоре мы пошли в дальний поход северным путем из города Балтийска до Владивостока. До входа в Тихий океан нас сопровождали два ледохода – «Илья Муромец» и «Добрыня Никитич». Во время похода в Баренцевом море мы попали в семибальный шторм. Здесь я впервые ощутил морскую качку, но перенес ее нормально. По прибытии на базу во Владивосток начали готовиться к дальнему походу с визитом дружбы в иностранные государства. Здесь, в Тихом океане, прошло мое посвящение в моряки, традиционно выпил морской воды из плафона от фонаря освещения. Во время похода мы нанесли дружественные визиты в Индию, Сомали, Иран, Ирак, Пакистан, Йемен, Цейлон, Сингапур, Египет, тем самым внесли личный вклад в дальнейшее развитие дружественных отношений между Советским Союзом и этими странами. В походе находились шесть месяцев. Нас сопровождали два наливных танкера с горючим и крейсер «Дмитрий Пожарский». В общей сложности посетили 9 государств и 11 портов. В то время я уже был старшиной машинно-котельной группы, и в моем подчинении находилось 70 человек. По возвращении во Владивосток мы базировались в бухте «Стрелок». Время тогда было относительно спокойное, поэтому боевые задачи наш корабль не выполнял. Выходили на дежурство в Тихий океан, в нейтральные воды между Японией и Китаем. Как раз тогда корейцы сбили американский разведывательный самолет, нам пришлось собирать с воды его останки и документацию. В общей сложности за три с половиной года моей службы наш корабль прошел 26 тысяч морских миль и четыре раза пересек экватор. Время пролетело незаметно, но если бы сейчас мне сказали, что призывают служить на флот, я бы, не раздумывая, согласился и вспомнил все, чему научился на корабле.
После службы в ВМФ в 1969 году в звании главного старшины Валерий Сергеевич вернулся в родной поселок, работал 30 лет на швейной фабрике наладчиком швейного оборудования. С 2004 года перешел в сферу коммунального обслуживания руководителем (ЖКХ). Сейчас находится на заслуженном отдыхе, но без дела не сидит – в своем доме всегда найдется работа. Одно из больших его увлечений – слесарные работы и ремонт бытовой техники. Море неизбывно живет в его душе, только встречи с ним нечасты. Последний раз в 1983 году Валерий Александрович ездил по путевке на Черное море.
Со службы он привез альбом с фотографиями и наградными документами. Имеет два знака «За дальний поход» и массу благодарностей от командования флота.
Наш герой разменял седьмой десяток, но до сих пор вспоминает годы службы с теплотой и радостью, ведь это несравненный опыт, который закаляет характер.
– Иллюзий у меня не было с самого начала, предстояло служить три года, а не так, как сейчас. Но я знал, что отдавать долг своей Родине – это святая обязанность каждого мужчины. А на корабле я прошёл настоящую школу и ни о чем не жалею, – говорит Валерий Сергеевич. – Я думаю, неважно, кто где служил: на Дальнем Востоке, Балтике или Чёрном море. Поверьте, это роли не играет. Но есть в нас что-то общее, родное, объединяющее в одно морское братство. Радует, что российский военно-морской флаг вновь гордо реет над Крымом и Севастополем. Я горжусь, что сейчас наша страна восстановила статус сильной морской державы, имеет новейшее вооружение, а это значит, что Россия непобедима.
День Военно-морского флота в нашей стране – профессиональный государственный праздник не только действующих военных моряков, но и тех, кто служил и является ветераном морфлота.
В лице Валерия Сергеевича Штукатурова поздравляем ветеранов военно-морского флота и защитников морских рубежей с Днем ВМФ. Крепко жмем руку и от всей души желаем здоровья, добра и благополучия. Попутного ветра и семь футов под килем!
А. СОБОЛЕВ.