Владимир Михайлович Ганин уже 30 лет преподает историю в Выползовской школе. Кроме любимой профессии у него есть увлечение всей его жизни – он пишет картины. Мы решили рассказать об этом талантливом человеке в день, когда художники отмечают свой неофициальный праздник, приуроченный к дню рождения Пабло Пикассо. Тем более, что и официальное празднование Всемирного дня художника тоже не за горами – 8 декабря.
Рисует Владимир Михайлович сколько себя помнит. Отец его сам немного рисовал, и родители поощряли в сыне эту склонность, выписывали ему журнал «Юный художник» и покупали качественные кисточки и масляные краски.
– Когда я учился в Лавинской школе, – говорит Владимир Михайлович, – у нас преподавал рисование Анатолий Иванович Флегонтов. В местном клубе была организована выставка его картин, я с интересом их рассматривал и многое подмечал для себя. (Анатолий Иванович, житель Хмелевки, занимается творчеством в течение всей жизни, он закончил художественное отделение Ульяновского педучилища.
В годы студенчества Владимир не оставил своего увлечения. Будущий историк даже для своих курсовых старался выбирать темы, связанные с искусством. Учился Ганин в Ульяновском пединституте. Одна из его картин в то время выставлялась в музее народного творчества в Ленинском Мемориале и была куплена.
В начале пути он, как и многие самодеятельные художники, рисовал в основном на фанере, но не только. Использовал в качестве холста даже мешки из-под посыпки. По книгам, которые брал в библиотеке, изучил много рецептов самодельных грунтовок, которые и до сих пор помнит. Сейчас покупает готовый грунтованный холст. Пишет маслом. Краски – это, конечно, удовольствие дорогое, но ничего не поделаешь, искусство, как говорится, требует жертв.
На каждую картину уходит 2-3 недели работы. Пейзажи, портреты, жанровые зарисовки… Одна из картин запечатлела момент встречи героев романа «Тихий Дон» Аксиньи и Григория. Другая – девушку с букетиком цветов возле берез. А вот лиса с лисятами, Лавинский пруд, поле подсолнухов…
У Ганина есть знакомый скульптор, который живет в Москве, от него Владимир Михайлович не раз получал оценку своих картин и профессиональные советы. В остальном его «учителя» – книги по изобразительному искусству, которых он прочитал множество, и альбомы репродукций работ мастеров кисти. Он имеет багаж знаний по теории и истории искусства, технике живописи и может говорить на эти темы бесконечно. «Бывало, что иногда я интуитивно до чего-то доходил сам, – признается он, – а потом в книжках это встречал».
Как рождаются картины? Некоторые пейзажи Владимир Михайлович писал на природе с натуры. Но по большей части за основу он берет фотографии: например, снимает понравившееся красивое место с разных ракурсов, делает карандашные наброски, и на основе этих рабочих материалов создает картину. «Можно просто скопировать фотографию, добиться точного сходства, это нетрудно, но и неинтересно, – объясняет художник, – картину нужно как-то «оживить».
Иногда Ганин берет за основу фотографии из Интернета, но подходит к ним творчески, вносит что-то свое. Вот портрет девушки с подсолнухами: «Тут я изменил фон. Листочки добавил, чтобы показать освещение». Фон, кстати, получился красивым и реалистичным: голубые цветки цикория на переднем плане, как настоящие.
Автор говорит, что самое сложное в живописи – передать свет. И ему это удается. Вот свет прямо «играет» на кофточке у Аксиньи. А сколько оттенков цвета имеет снег, освещенный солнцем, на его картине, изображающей зиму! История этой картины интересная. Называется она «Путь домой». По дороге, что изображена на ней, мальчик Володя в течение десяти лет каждый день ходил в свою родную Лавинскую школу (у того, кто смотрит на картину, она как бы находится за спиной). И в детстве ему часто хотелось это место нарисовать. Церкви тогда еще не было в помине. И вот недавно Ганин увидел фотографию Лавинского храма, сделанную протоиереем Дмитрием Пономаревым. На ней было то самое место. Тогда и вспомнилась детская мечта. А ребятишки, расчищающие дорожку от снега, оживили пейзаж.
Есть у Ганина и несколько копий полотен известных художников, которые ему чем-то особенно понравились.
Сколько точно им написано картин, Владимир Михайлович и не помнит, говорит, что около пятидесяти. Многое раздарил родным и друзьям, несколько картин подарено Выползовской школе, часть хранится дома. На продажу не рисует – процесс реализации почти так же труден, как и написание картины. Для самодеятельного художника его увлечение – это в первую очередь средство самовыражения. Что характерно, Владимир Михайлович никогда не бывает полностью удовлетворен достигнутым результатом, всегда ему кажется потом, что нужно было в картине что-то сделать по-другому. «В борьбе хорошего с лучшим, – пошутил Ганин, – главное – вовремя остановиться». Пожелаем Владимиру Михайловичу всегда быть таким же требовательным к себе, и много-много сил для воплощения новых творческих замыслов!
Всех сурских профессиональных и самодеятельных художников поздравляем с праздником!
К. ЕРЕМИНА.