Газовые приборы и газовые сети являются опасным оборудованием, так как при их неправильном использовании может возникнуть аварийная ситуация, которая приводит к угрозе жизни и здоровью пользователей и всех окружающих. Во избежание аварийных ситуаций все потребители должны соблюдать правила безопасного пользования газом в быту.

Пояснить эти правила мы попросили Светлану Тюрину, начальника Сурского эксплуатационного газового участка филиала ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» в с. Б. Нагаткино.

– Светлана Константиновна, как жители нашего района могут обезопасить себя и свои семьи при пользовании газом в быту?

– Помните: нельзя допускать самостоятельной установки, ремонта, замены и перестановки газового оборудования, вмешательства в его работу, необходимо проверять тягу в дымоходе и вентиляционном канале перед включением и во время работы приборов с отводом продуктов сгорания: угарного газа, сажи и др.

При отсутствии тяги в дымоходе категорически запрещается пользоваться газовыми приборами. Проверить тягу самостоятельно можно с помощью тонкого листка бумаги: приложите его к вентиляционной решетке, если бумага притягивается, значит тяга есть; нельзя перекрывать вентиляционные каналы,  периодически проверяйте и при необходимости очищайте оголовки дымоходов, чтобы не допускать их обмерзания и закупорки. Нельзя использовать включенную газовую плиту для обогрева помещений, необходимо проветривать помещение перед включением и во время работы газовых приборов. Нельзя оставлять работающие газовые приборы без присмотра, кроме тех, которые рассчитаны на непрерывную работу, нельзя пользоваться приборами с неисправной автоматикой безопасности. По окончании пользования газом необходимо закрывать краны на газовых приборах и перед ними. Нельзя допускать к газовым приборам детей дошкольного возраста и людей, не способных контролировать свои действия. Не пользоваться газом при установленной неисправности газового оборудования.

– Что делать, если вы почувствовали запах газа?

– Перекройте газовый кран, откройте окна.  Не включайте и не выключайте электроосвещение и электроприборы. Не зажигайте огонь, не курите. Покиньте помещение и перейдите в безопасное место. Позвоните с мобильного телефона 112 или наберите номер аварийной газовой службы 104, указанный в абонентской книжке.

Это общие правила. Но есть еще ряд нюансов, касающихся использования газа и газового оборудования в быту.

– Светлана Константиновна,  почему техническое обслуживание ВДГО проводится по договору?

– До 2005 года плата за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (далее ВДГО) входила в тариф на транспортировку газа. Ежегодно сотрудники газовых служб в соответствии с планом выполняли работы по техническому обслуживанию ВДГО. Однако, с 2005 года согласно распоряжению Федеральной Службы по тарифам от 23 июня 2005 года № СН-3765/9 из стоимости транспортировки газа была исключена плата за техническое обслуживание ВДГО. А газораспределительным организациям рекомендовали дальнейшую работу по техническому обслуживанию газового оборудования в квартирах потребителей проводить на договорной основе.

– Что такое техобслуживание ВДГО и регламентировано ли оно с точки зрения действующего законодательства?

– Правительство РФ приняло Постановление от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования». Согласно этому документу, ответственность за безопасное содержание газоиспользующего оборудования (плит, колонок, отопительных котлов) полностью лежит на собственнике жилого помещения.

Для содержания в исправном состоянии газового оборудования собственники жилых помещений обязаны заключить договор на проведение технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией.

Техническое обслуживание газового оборудования– это работы и услуги по поддержанию внутридомового или внутриквартирного газового оборудования в технически исправном состоянии.

– Заключение договоров технического обслуживания внутридомового газового оборудования – это обязанность или право потребителей газа?

– В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», договор техобслуживания ВДГО – обязательное условие для газоснабжения. Его заключение – это не право, а обязанность граждан, пользующихся услугами газоснабжения, и организаций, эксплуатирующих жилой фонд.  Управляющие компании заключают договор на техобслуживание газопроводов в многоквартирном доме, а жильцы уже в свою очередь заключают договор со специализированной организацией на обслуживание бытовых газовых приборов непосредственно в самой квартире.

– С какими организациями собственники могут заключать договоры на техническое обслуживание?

– Потребители вправе заключить договор на техническое обслуживание со специализированной организацией, допущенной в установленном порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО. У таких организаций обязательно должны быть: аварийно-диспетчерская служба, штат квалифицированных специалистов и необходимое материально-техническое оснащение для проведения работ. «Газпром газораспределение Ульяновск» является одной из таких специализированных организаций.

– Какие документы необходимы потребителю для заключения договора на ТО ВДГО со специализированной организацией?

– Для заключения договора ТО ВДГО потребителю при себе необходимо иметь: паспорт, документы, подтверждающие, что он является собственником жилья, где будет производиться техническое обслуживание газового оборудования.

Договор ТО ВДГО можно заключить непосредственно в эксплуатационных газовых  участках, относящихся  к  филиалам «Газпром газораспределение Ульяновск».

– Как часто должно выполняться техническое обслуживание внутридомового газового оборудования? Сколько стоит, например, провести техобслуживание газовой плиты?

– Согласно Правилам «Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ», техническое обслуживание газового оборудования в зависимости от его состояния должно производиться не реже одного раза в год. Стоимость техобслуживания газовой плиты – 449 рублей, разделите эту сумму на 12 месяцев, получается около 37 рублей в месяц, разве стоит экономить на собственной  жизни? ВДГО нуждается в постоянном обслуживании, поскольку газоснабжение жилого фонда– это сфера повышенной опасности, и если один из собственников многоквартирного дома игнорирует процедуру обслуживания ВДГО, то пострадать могут все жильцы.

– Если потребитель уклоняется от заключения подобного договора, какие меры воздействия к нему могут быть применены?

– В Постановлении Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» четко обозначено, что каждый собственник жилья должен заключить договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Компании, поставщики газа, (одной из таких является ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск») в случае отсутствия у потребителя договора на ТО ВДГО наделены полномочиями приостановить газоснабжение абонентов в одностороннем порядке.

Кроме того, с 16 декабря 2016 года вступил в законную силу Федеральный закон от 5 декабря 2016 г. № 412-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», где обозначено, что уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

– Но есть и другая причина, люди боятся впускать к себе в дом незнакомцев, так можно и мошенников впустить. И если такие ситуации возникают, то как отличить мошенника от реального газовика? На какие детали стоит обратить внимание жителям?

–  Сотрудники нашей газораспределительной организации проводят работы по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования с предварительным согласованием даты и времени выхода, как правило, публикуют в открытом доступе поадресный план-график соответствующих работ, предупреждают управляющую компанию, старших по домам, размещают объявления в подъездах.

Наши сотрудники одеты в спецодежду с символикой компании, и перед тем как приступить к выполнению работ, предъявляют служебное удостоверение.

Конечно, перед тем как впустить человека к себе в квартиру, нужно проверить, что удостоверение принадлежит именно этому сотруднику, посмотреть на фотографию, обратить внимание на срок действия удостоверения и наличие синей печати организации.