Два года назад в Кирзятской школе в рамках нацпроекта «Образование» федерального проекта «Успех каждого ребёнка» появилось творческое объединение «Мультистудия». Руководитель кружка – педагог дополнительного образования Оксана Валериевна Казанкова.

– В 2020 году мы приняли участие в конкурсе «Успех каждого ребенка», – рассказала директор школы Елена Геннадьевна Куклева. – Решили, что нам нужна мультистудия. В качестве руководителя выбрали  Оксану Валериевну. Она очень разносторонний педагог: преподает математику, информатику, английский язык.  Оксана Валериевна постоянно проходит различные курсы по мультистудии, сама собирала все оборудование.

Мультипликация – увлекательный современный вид детского творчества, который стал доступным, благодаря развитию технологий.

– Сегодня каждый ребенок может легко сделать свой мультфильм, – говорит О. В. Казанкова. – Все дети – творцы, у каждого ребенка есть таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию. Анимация, как вид экранного искусства, даёт детям возможность реализовать все эти творческие способности.

Программа объединения  «Мультистудия» предназначена для учащихся младшего и среднего школьного возраста, не имеющих начальной подготовки, и рассчитана на 72 часа в год.

Каждый учащийся в процессе освоения программы чувствует себя важным звеном общей системы, от которого зависит выполнение коллективной работы.

Какие этапы включает в себя работа по созданию мультфильма? Во-первых, это сценарий. Нужно продумать, где будет происходить действие, какие будут герои, как одна сцена будет сменять другую, и тому подобное. Сюжеты для мультиков и роликов ребята придумывают, в основном, сами. Также продумывают образы персонажей, чтобы не было нарушения авторских прав.

Следующий этап – раскадровка (последовательность рисунков). Она служит вспомогательным средством при создании фильмов, мультфильмов или рекламных роликов.  Также нужно выбрать технику, материал, создать героев, декорации.

После этого ребята приступают к покадровой съемке. Для этого на фотоаппарате нужно установить самое маленькое разрешение (это делается для того, чтобы каждый отдельный кадр занимал мало места в памяти и фильм можно было быстро собрать и посмотреть), желательно отключить вспышку. Для съёмки подойдёт интенсивное, но равномерное освещение рабочей плоскости. Основной лист (фон) лучше закрепить двусторонним скотчем.

И вот начинается процесс съемки. Персонаж кладут на фон-декорацию, придают ему нужную позу. Первая фаза готова к съемке. Слегка изменили позу – вторая фаза. Чем меньше различий между кадрами, тем более плавным будет движение объектов. Важно, чтобы при съёмке не двигался фотоаппарат, поэтому надо надёжно закрепить его на штативе. 

После съемок – озвучивание. Здесь дети проявляют свои актерские способности: выразительно читают авторский текст, придумывают шумовые эффекты.

Завершающий этап – монтаж, а затем и просмотр готового фильма. На этом этапе отмечаются плюсы и минусы работы.

При создании роликов ребята используют 3D-ручки, графические и световые планшеты.  На готовые анимации  накладывают различные звуки и спецэффекты, например, дождь, снег. Сейчас учатся делать персонажам мимику,  движения рук и ног. Ролики получаются пока небольшими, длительностью в полминуты-минуту.

– Это очень кропотливая работа, – говорит Оксана Валериевна. – Чтобы снять ролик длительностью 20 секунд, нужно задействовать примерно 60 фотографий.

Существуют различные техники создания мультфильма: анимация из цветной бумаги и картона (плоские персонажи перекладываются вручную); рисованная анимация (перекладка  плоских персонажей вручную, оживающий фон); пластилиновая анимация (персонажи возможны и плоские, и объёмные, поворачивающиеся на 360 градусов); сыпучая анимация (крупы, песок); предметная анимация (персонажи – игрушки, машинки); анимация из подручного материала (бросовый материал, школьные принадлежности и др.).

– В своей работе мы уже достигли определённых успехов,  – говорит педагог-организатор Оксана Георгиевна Илларионова, – участвовали во Всероссийских и региональных конкурсах. Оксана Валериевна  создала пространство, в котором детям хорошо, уютно и интересно, хочется научиться чему-то новому. Оксана Валериевна также проводит мастер-классы по созданию анимационных роликов. Она неоднократно получала благодарственные письма и грамоты за проделанную работу и вклад в развитие дополнительного образования нашей школы.

В начале октября ребята принимали участие в региональном конкурсе «Эколята – юные защитники природы». Для этого они сняли видеоролик о загрязнении окружающей среды.  В копилке у ребят уже много различных роликов и мультиков, точное количество они сами не могут назвать. Все свои работы ребята загружают на ютуб-канал.

Сейчас в студию ходят 20 учеников.

– Я посещаю мультистудию второй год, – говорит ученица 3 класса Алина Филатова. – Первое впечатление – круг друзей, которые вместе занимаются творчеством. Участники сами придумывают сюжеты и рисуют. Царит атмосфера интереса и неожиданности: на чем мы сегодня остановимся, и что же будет дальше в нашем замечательном мультфильме. Все ребята очень позитивные, творческие, общительные. Руководитель  кружка Оксана Валериевна очень доброжелательная и приветливая. Всем советую приходить в мультистудию!

– В мультистудии занимаюсь с сентября 2020 года, – поделилась ученица 7 класса Валерия Лушникова. –  За это время успела многому научиться. Каждый раз у нас что-то новое. И всё это называется мультипликация. Для меня  освоение азов мультипликации и озвучивания мультфильмов очень интересно. Спасибо большое Оксане Валериевне за  замечательную обстановку.

Пожелаем ребятам больших творческих успехов!                                                                            Подготовила Е. АНТОНОВА.