Пасха в деревне

Хочу рассказать, как в Лебедевке более полувека тому назад на Пасху яйца катали. Прошлое, пока еще не такое далекое, – оно хранится в народной памяти, и если поспрашивать старшее поколение, то можно составить, обрисовать целостную картину какого-либо события, игры, традиции, которые составляли живую ткань моей малой Родины, деревни Лебедевка, и имеют глубокие корни, уходящие в далекое многостолетнее прошлое.  Чем жила и чем дышала родная деревня. И, видимо, именно об этом моя бабушка Рыбникова Татьяна Григорьевна, когда вспоминала Лебедевку, вздыхала с тихой радостью.

Времена были атеистическими, но Масленица была веселой, нараспашку, с блинами и песнями, разряженные лентами лошади, впряженные в сани, звеня колокольчиками под дугами, катали, по сложившейся традиции, детвору в соседнюю Утесовку до Архангельской церкви и обратно.

Наступал Великий пост, во многом загадочный и непонятный, который соблюдали совсем не многие, в основном старушки, которые еще помнили церковный уклад и службы. Церкви в округе позакрывали, и верующие собирались на молитвы в доме у т. Тони Балакиной на Большой улице, напротив старого магазина, потом они перешли в дом Борисовых на Линии, прямо вверх от Балакиных, если по огородам.

Наступала завершающая неделя Великого Поста, которая ознаменовывалась подготовкой к праздничной Пасхе. Ставилось молоко для пасхального сыра, накапливались яйца, которые в субботу разноцветной горкой ждали своего часа в красном углу. А одно, освященное после пасхальной службы, клалось к иконам и находилось там до следующей Пасхи.

Рассказывает Т.М. Зайцева: «В воскресенье под утро бабушка возвращалась со службы, будила нас со словами: «Нате, съешьте по яичку, они намоленные», мы съедали, и, кто постарше, спать уже не ложились, чувствовался наступающий праздник. Готовилась праздничная еда, затевались пироги, запах которых разносил по деревне дым из печных труб. Пироги были самыми разными: с мясом, с зеленым луком и яйцом, сладкие, ватрушки, плюшки, самыми вкусными считались пироги с сомом (сомов уже ловили в реке Барыш, к Пасхе лед уходил)».

Управившись с домашними делами, ведь у каждого было много скотины, да еще многие работали на фермах в совхозе, празднично наряженный народ выходил на улицы.

Да и ребятня успевала обежать деревню и наславить яиц: «Христос Воскрес», – звучало лебедевское небо детскими голосами. ПАСХА!

Была такая игра   

Конечно же, яйца на Пасху  катали везде, в деревнях, селах, по всей земле, где радовались этому празднику. Катали по своим правилам и традициям. И в Лебедевке были свои устои. Мест для катания яиц на деревне было три. Начинали катать на Нижней улице, на проулке возле дома, где жила т. Паша Рыбникова, там взгорок, и просыхало всех быстрее, да еще была трава, по ней мяч катился хорошо, и по сырой земле, а на Большой улице – песок, он налипал на мяч, и это мешало азарту игры. Играли всю красную седмицу, и по мере того, как просыхала земля, переходили на Большую улицу, на которой было два места: одно у дома Данилиных Фаины и Михаила, а катали от Балакиных, второе ближе к Астрадамовке, у дома Никифорова Валентина, где раньше стояла часовня и до 1952 года жили Кузьмины, а сейчас живет семья Рогозинниковых, у проулка. Катали яйца в сторону Астрадамовки, потому что в эту сторону место было покатое, и это облегчало игру.

Места готовились заранее, очищались от снега, граблились. Другой важной подготовкой был пошив мячика, который представлял из себя большую «таблетку» из грубой ткани диаметром около двадцати сантиметров и шириной десять сантиметров. Мяч должен быть ровным, не кривым, круглым, тяжеловатым, чтобы хорошо катился. Рабочую часть старались шить из прочного материала, чтоб подольше служил, для этого выпрашивали у местного кузнеца Чемоданова Николая, у дома которого, собственно, и было место игры на Нижней улице, отрезок его рабочего старого запона (запоном раньше называли фартук).

Теперь о главном, о правилах игры, которые не сразу собрались в единое целое (а может быть и сейчас что-то упущено), когда по прошествии времени были опрошены многие жители Лебедевки старшего поколения, помнившие некоторые отрывки правил, которые в прошлые времена были наверняка в голове у каждого.

Участвующий народ разбивался на команды по два человека – пары. Также парами укладывались яйца для выкатывания – в линию, рядышком, расстояние между парами яиц было полтора – два метра, если же не хватало ширины улицы, то расстояние уменьшалось до метра – восьмидесяти сантиметров, но никак не меньше этого. Доходило до восемнадцати пар на одну игру, которая называлась коном. Ведущий перед началом объявлял: «На кону пятнадцать пар!».

Когда яйца были разложены, от этой линии отмеряли двадцать шагов, что составляло примерно двадцать метров, да, да, двадцать, расстояние не близкое, и участвующие должны были иметь поистине снайперские навыки, поэтому для малышей устраивались малые катания метров с пяти.

Конечно, каждый хотел быть в первой паре и начать игру, да еще, хорошо бы, попался меткий напарник. Говорили: «Этот меткий, всегда попадет». Но все решал случай. Начиналось так: определялся ведущий, как правило, женщина в запоне (фартуке), который обходил участников, поднимая и придерживая запон одной рукой, другой складывал туда приготовленные яйца. Конечно, каждый знал свое яйцо с особой отметкой, особо покрашенное. Когда все яйца были собраны, ведущий тихонько, чтобы не раздавить, не глядя, перемешивал содержимое запона и выходил на линию укладки. Участники, затаив дыхание, следили за его действиями, ведь так определялись пара и очередь катания. Ведущий доставал первое яйцо, укладывал, затем к нему клал второе (бочок к бочку), хозяева этих яиц и были первой парой. Затем вторая, третья – до последнего яйца. В случае, если оказывалось нечетное число, то такое яйцо называлось «салка», так же как  его хозяин.

Итак. Яйца разложены яркими соцветиями, команды с легкой дрожью – за линией катания, зрители – вокруг поля действий. На линии яиц – ведущий и его помощники, которые будут ловить мяч и отправлять его обратно игрокам. Мяч в руках первого игрока первой пары в первой игре в этом сезоне. Началось.

Правила (кратко)

Первый игрок выбрал цель – самую красивую пару яиц – голубое с красным, новенький мяч покатился к своей удаче и… выкатил эту пару (т.е. попал в цель), радостные хлопки участников, но это еще не победа. Одно из выкатанных яиц оставалось на месте (например, голубое), а другое (красное) ведущий подкладывает к ближайшей паре яиц на расстоянии около двадцати сантиметров с таким расчетом, чтобы мог свободно прокатиться мяч. Мяч снова катает первый игрок, и тут были возможны три варианта событий:

  1. Игрок промахивается (мяч пролетел, не задев разложенных яиц), тогда выбитые перед этим красное и голубое яйца переходят в собственность пары и ход переходит ко второму игроку;
  2. Игрок выкатывает еще одну пару яиц, тогда эта пара разбивается – одно яйцо остается на месте, а другое подкладывается к ближайшей паре (примерно на двадцать сантиметров). Выбитые перед этим красное и голубое яйца переходят в собственность пары. Катает снова этот игрок;
  3. Игрок попадает в приставленное яйцо (красное) из выбитой пары, тогда выбитая пара яиц соединяется и остается на прежнем месте, игрок без выигрыша, ход переходит ко второму игроку. Это называлось «салки».

Начинает катать второй игрок, и в случае его промаха или случившихся салок, ход переходит к следующей паре. Пара делила выкатанные яйца поровну, а одиночный игрок (в случае его наличия) все выкатанное забирал себе.

Игра продолжалась. Когда оставалась одна или две пары яиц, игра могла перейти в другую (облегченную) форму: подходили ближе и катали с десяти метров, это называлось «с полукона», что позволяло побыстрее закончить игру и начать новый кон. Когда оставалась одна пара яиц, то при попадании пара не разделялась, так как подкладывать одно яйцо было некуда, и выкативший эту пару забирал её. Это было завершением игры.

Всё. Начинался новый кон, новая игра. На деревне ПАСХА!

Рассказывает Т.М. Зайце-ва: «Было весело и интересно. Баранов дядя Валя (его Караваем звали) играл на гармошке, музыка воодушевляла. Играл и частушки, и страдания, и пляски русские, и цыганочку. Молодые мамы – с малышами на колясках. Мужики на крыльцах играли в карты в «клушу» на яйца. Мужики, конечно, были навеселе, но на празднике не пили, видимо, старших стеснялись».

Рассказывает Н.А. Рыбников:   «Чем больше пар – тем интереснее. Азарт получается. Народ распаляется, это вообще! Споры были. Мяч пролетел вроде мимо, но яйцо то ли качнулось, то ли не качнулось. «Ой, мой не попал, ой, рядом прошел». Далеко было – не заметишь».

Все опрошенные мной старожилы отмечали одно качество праздника – веселая простота без всякой ругани и раздоров. Играли все, кто мог катать: и женщины, и бабушки, и мужики, и молодежь, и ребятишки. Бывало, выигрывали и по пять пар, но помногу мало кто выигрывал. Машины объезжали играющих по другим улицам, не мешали празднику.

Когда заканчивался игровой день, мячик отдавали на хранение в ближайший дом, а на другой брали на игру. Одно время такой хранительницей была Данилина т. Пана, которая хранила мячик и весь год, до новой Пасхи, а также шила новые.

Катание яиц на Пасху во времена перестройки и лихих девяностых сошло на нет, и теперь навряд ли кто вспомнит, как сшить настоящий мячик да среди весеннего праздника выкатать пару красивых пасхальных яиц.

Напомним!?

История одного события   

13 июля прошлого года состоялась забытая нынче игра. На брусчатой площадке перед клубом, летом, как на Пасху, катали яйца. Своим опытом делилась Любовь Николаевна Лапшова, в пору ее детства игра еще жила в Лебедевке. Юных игроков собрала местный библиотекарь Наталья Александровна Никонорова. Любовь Николаевна по правилам, согласно вынутых из запона и расставленных яиц,  сформировала пары: 1-я пара – Герасимова Елизавета, Шишканов Данила; 2-я пара – Никонорова Арина, Шишканов Егор; 3-я пара – Кузнецова Марина, Шкаблев Иван. Обеспечение игры – мяч и деревянные яйца.

Разный возраст не мешал радости от выкатанных яиц, светило летнее солнышко, мячик переходил из рук в руки, от пары к паре. Любовь Николаевна, как строгий судья, следила за правилами, отправляла мячик обратно в игру. Было весело и интересно. Каждый участник ушел с личным деревянным яйцом. Память. Теперь, через два поколения, дети могут рассказать родителям, как играли их прадедушки и прабабушки. А потом и своим детям.

Автор благодарит за помощь в подготовке статьи уроженцев и жителей д. Лебедевка и с. Утесовка: Рыбникова Николая Андреевича, Чемоданова Александра Николаевича (ныне покойного), Зайцеву (Данилину) Татьяну Михайловну, Кузьмина Николая Михайловича, Лапшову Любовь Николаевну, Шишканова Александра Вячеславовича, Трифонова Евгения Ивановича, Леснова Валентина Александровича, Пигалину Татьяну Николаевну.

А. РЫБНИКОВ, г. Алатырь.