Максимов из Елховки – человек-легенда

– «И если Бог сотворил Землю, то все остальное на ней – дороги, мосты, города – создали строители. Именно строители начали возрождение России». Эти фразы любил повторять   замечательный человек, наш земляк из Елховки – Вячеслав Викторович Максимов.

Он – «Заслуженный строитель Российской Федерации», «Почетный строитель Российской Федерации», «Почетный гражданин Ульяновской области», награжден орденами «Трудового Красного Знамени», «Знаком Почета», медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие» и другими правительственными наградами.

Баня в Елховке в семье  Виктора Максимова топилась по-черному. Вот в ней-то 15 сентября 1937 года у мамы Раисы Михайловны  появился на свет маленький Славик.

Босоногое детство пришлось на очень тревожные предвоенные годы. С малолетства мальчишка помогал родителям по хозяйству, а по утрам, ежедневно, «и в снег, и в зной, и в дождик проливной» спешил в школу, которая находилась за 7 километров в селе Иваньково.

Паренек он был смышленый, любознательный, уверенный в себе, и после окончания школы в 1954 году рванул в Ленинград, поступать в институт. А когда не добрал всего лишь один балл, не отчаялся, а подал документы в техникум механизации и электрификации сельского хозяйства в Новгороде. После окончания техникума в 1957 году вернулся на свою малую родину, и по направлению Ульяновского управления сельского хозяйства   стал работать механиком в МТС села Новое Никулино Цильнинского района. Отсюда был призван в Военно-морской флот на Балтику. Через  четыре года в 1961 году демобилизовался отличником ВМФ, в звании старшины первой статьи. После службы стал работать инженером в отделе главного технолога на знаменитом Ульяновском автозаводе. Вскоре его пригласили на должность инструктора орготдела областного добровольного общества «Труд». Со спортом  Вячеслав был на «ты». 15 лет штангу тягал, немного не дотянул до мастера спорта.  Несколько лет  был председателем Федерации тяжелой атлетики Ульяновской области, участвовал в строительстве спортивных объектов, организовывал соревнования по тяжелой атлетике и биатлону.  Неслучайно, единственный из региона, Максимов как почетный гость был приглашен на Олимпийские игры 1980 года в Москве с правом посещения всех Олимпийских объектов.

Еще работая на автозаводе, Максимов поступил на вечернее отделение факультета промышленного и гражданского строительства Ульяновского политехнического института, факультет – Промышленно-гражданское строительство. Человек он был общительный, слово свое держал крепко. Потому и тянулись к нему ровесники, а среди друзей были не только будущие строители, но и журналистка Алла Багдасарова,  поэт Николай Благов. Дружба с этими незаурядными личностями еще больше обогатила кругозор сельского паренька. Он помнил наизусть   стихи Сергея Есенина, Николая Некрасова. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», – одна из любимых цитат В.В. Максимова. 

 С 1963 года Вячеслав Максимов работает  механиком, начальником участка,  руководителем Управления механизации № 1 в системе Главульяновскстроя.  Практически ни один объект в городе и области не начинался и не заканчивался без участия названного коллектива. Огромный вклад коллектив УМ-1 внес в строительство объектов Ленинской мемориальной зоны и жилья.

Более 10 лет работая руководителем Управления механизации № 1, где была сосредоточена вся землеройная техника Главульяновскстроя, Вячеслав Максимов  показал себя опытным организатором и хозяйственником, новатором в использовании землеройных механизмов. На крупных земляных работах он внедрил комплексную механизацию с массовым использованием самоходных скреперных поездов в сочетании с экскаваторами, бульдозерами и самосвалами.

«Вот так юный, активный, любознательный деревенский паренек-комсомолец, спортсмен из Сурского района вошел в строительную среду, набираясь опыта, расширяя кругозор, постигая премудрости строительного мастерства, проявляя при этом настойчивость, терпение и неутомимость»,  – пишет о Максимове в своей книге «Трудное счастье строителя» главный инженер Главульяновскстроя Геннадий Анциферов.

 Летом 1974 года в Ульяновск прилетел министр авиационной промышленности  СССР Петр Дементьев. На совещании с участием первого секретаря Ульяновского областного комитета КПСС Анатолия Скочилова и руководителей строительных подразделений он заявил, что в Ульяновске решено строить крупнейший в стране авиационный завод. 10 июня 1976 года, после геодезической разметки, на строительстве будущего завода был вбит первый колышек.

В апреле 1977 года министр строительства СССР  Георгий Караваев, по согласованию с руководством Главульяновскстроя и обкома КПСС, назначил управляющим генподрядного треста № 2 Вячеслава Максимова, 40-летнего инженера-строителя. Коллективу этого треста  выпала почетная и ответственная задача – строительство главного корпуса УАПК, где впервые в мире применялись новейшие технологии строительного производства. Здесь, на единственном в мире объекте, была применена технология  перекрытия  большепролетных сооружений сборными блоками весом более 500 тонн.

Как вспоминал Геннадий Анциферов, не всем по нраву пришлась кандидатура Максимова: мол, молод еще, механизатор, не потянет такой грандиозный объект… Аппаратчики Главка ошиблись. Вячеслав Максимов с  первых дней очень активно и напористо включился в работу.  С раннего утра  он объезжал возводимые модули главного корпуса, сверял  сетевые графики,   проводил оперативные встречи с исполнителями, координировал работу более десятка субподрядных организаций Минмонтажспецстроя. Ежемесячно на встречах и по телефону докладывал обо всем министру строительства СССР Георгию Караваеву, не обходя острых углов и производственных мелочей. Одновременно за счет собственных средств, трест построил административное здание, спортивный зал,  жилой дом и два детских садика для своих работников.

Уже с 1980 года строители и монтажники ежегодно сдавали заказчику производственные площади. Для своих бригад было организовано социалистическое соревнование по принципу «Рабочей эстафеты». Это отлично координировало работу мастеров, прорабов и бригадиров, стимулировало их труд.  

Три раза ульяновскую стройку посещал министр обороны  Дмитрий Устинов, и  трижды  Вячеслав Максимов держал рапорт  перед грозным маршалом.  Старшина первой статьи ВМФ, набравшийся опыта,  руководитель строительного треста не робел перед крупнейшим авторитетом страны. Устинов не торопил исполнителей и не устанавливал директивно сроки окончания строительства объектов, но одно только появление маршала на стройке заставляло подтягиваться и мобилизовывало всех.

В те застойные годы только на строительстве объектов УАПК подразделения Главульяновскстроя в сутки, при отменном качестве, выполняли объем строительно-монтажных работ более, чем на миллион рублей в ценах того времени. За одиннадцать лет руководимый  Вячеславом Максимовым трест ввел в эксплуатацию более 500 тысяч квадратных метров производственных площадей главного корпуса УАПК,  100 тысяч квадратных метров жилья, 10 общеобразовательных школ, 16 детских садов, детскую многопрофильную больницу на 300 коек, заготовительную фабрику на 43 тонны в сутки, гормолзавод «Заволжский», санаторий-профилакторий на 202 места, заводы: «Контактор», «Автозапчасть», «Гидроаппарат»,  моторный завод, текстильный комбинат  имени Гимова, и множество других объектов социально-культурного, коммунального и сельскохозяйственного назначения. При этом не было ни одного срыва срока ввода в эксплуатацию объектов УАПК.

Безусловно, Вячеслав Максимов  сделал для этого   много, вкладывая в стройку все свои недюжинные силы, энергию и опыт. Сам он всегда подчеркивал, что стройка сильна коллективом,  находил слова благодарности для прорабов, мастеров, монтажников, штукатуров и внушал, что награды, полученные руководством, –  трудовая заслуга всех работников треста.

 Летом 1978 года на стройке побывал председатель Совмина СССР Алексей Косыгин. Со знанием дела он интересовался энергетической мощностью ТЭЦ, системой водоснабжения и очисткой сточных вод, габаритами и технологией монтажа главного корпуса и даже ходовыми качествами только что полученных самосвалов «КамАЗ». Премьер-министр остался доволен и похвалил строителей за отсутствие захламленности, чистоту монтажной зоны и передовую технологию монтажа главного корпуса УАПК.

В 80-е годы прошлого века строительство авиационного завода под Ульяновском на Западе воспринималось как подлинная сенсация. Мало кто верил в «русское чудо». Говорят, что известный бизнесмен готов был на спор съесть свой галстук, если в небо над Волгой до 2000 года поднимется, хоть один ульяновский самолет. Ульяновский авиационно-промышленный комплекс – УАПК – строила вся страна, и самолет взлетел! Случилось это ранним утром 30 октября 1985 года. Вячеслав Максимов, присутствующий при этом историческом событии, не мог сдержать слез радости и гордости  за уникальный самолет, ласково названный «Русланом». Ведь в нем воплотился труд ульяновских строителей, которые на берегах Волги, в голой степи, за сравнительно короткий срок возвели огромные цеха авиазавода и построили Новый город – город-спутник Ульяновска. А это, как считал Вячеслав Викторович, – главное дело его жизни.

В последующие годы, работая начальником Главульяновскстроя, Вячеслав Максимов много внимания уделял развитию производственных мощностей предприятий строительной индустрии и внедрению новых технологий, воспитанию кадров строителей, решал вопросы, которые значительно облегчали социальную обстановку в городе и области. Многие, кто начинал и работал вместе с ним, стали руководителями крупных строительных подразделений, выдвинулись в исполнительные и законодательные органы власти. Достаточно сказать об Олеге Гришине – потомственном строителе, выдвинутом Максимовым в управляющие трестом №3,  работающем заместителем министра по строительству и архитектуре в региональном правительстве. Отдельная строка – восстановление и строительство новых объектов в разрушенной Чечне. Вячеслав Максимов не по службе, а, как он объяснял, по совести и долгу, поехал туда, чтобы скоординировать работу ульяновских строителей.

И все эти годы рядом с ним была жена Галина, с которой они прожили вместе более 30 лет. Всегда радовали дети, внук Вячеслав и внучка Александра. Она очень любит рассказывать о своем дедушке, для нее он – человек-легенда. Это действительно так, ведь Максимов построил весь город с уникальным авиационно-промышленным комплексом!

Умер В.В. Максимов в 2014 году.

Материал подготовил А. СЛАВИН.