В администрации МО «Сурский район» работает единая дежурная диспетчерская служба 112 – место, куда круглосуточно стекаются все звонки о происшествиях.

ЕДДС (единая дежурная диспетчерская служба) – это система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 на территории Российской Федерации. Если вкратце, и чтобы было понятно, – ЕДДС предназначена для вызова одновременно нескольких экстренных оперативных служб. К таковым относятся: 01 – пожарная охрана, 02 – полиция, 03 – скорая помощь, 04 – служба газа. То есть суть в том, что через ЕДДС можно обратиться в эти службы. Обращение происходит либо путем соединения абонента с соответствующей службой, либо же передачей зарегистрированного сообщения оператором «112» по средствам специальной программы. Позвонить в «112» можно как с мобильного и стационарного телефона, так и с таксофона. Работает служба круглосуточно, звонки бесплатные. Сами работники службы никуда и ни к кому не  приезжают. Они не могут влиять на скорость приезда и быстроту реагирования экстренных служб. Их задача – максимально быстро передать сведения о случившемся в нужную службу, чтобы они приняли заявку или заявление  и отреагировали.

В нашем районе службой руководит  Алексей Александрович Кашин. Мы встретились с ним, и он рассказал, насколько быстро должен ответить на ваш вызов оперативный дежурный ЕДДС, и зачем он задает так много вопросов.

– Мы – это мозг. А экстренные службы – наши руки, – говорит  Алексей Александрович   и показывает, как работает оператор.

– Например, если раньше вы попадали на авто в неприятную ситуацию (тем более если еще и с пострадавшими), приходилось звонить по очереди в несколько служб: скорую, полицию, к спасателям. Терялась уйма времени. Теперь надо набрать номер 112, сообщить о проблеме, и оператор ЕДДС сам вызовет всех, кого надо.  

Оперативный дежурный обязан ответить вам в течение восьми секунд. Разговор, естественно, записывается. А как иначе – хулиганов, увы, никто не отменил еще, – говорит Алексей Александрович. – На экране перед оперативным дежурным открывается карточка нового происшествия, которую ему необходимо заполнить. Частично это происходит автоматически – удобно, и лишнее время не расходуется. Сначала в нее вносятся ваши координаты (как раз это и делается «автоматом»). Сейчас, когда идет звонок с мобильного, ваше местоположение сразу же видно на карте, которая высвечивается на мониторе.

В случае со службой спасения «112»  по Сурскому району оперативному дежурному могут быть перенаправлены звонки не только из нашего  района, но и из соседних.  Так порой срабатывает геолокация. Сегодня, чтобы еще больше сократить время реагирования в случае не дай бог чего, сам водитель может помочь оператору – если заранее скачает бесплатное приложение «Системы 112» и заполнит данные о себе (группу крови и резус-фактор). В случае ЧП эти данные отобразятся в карточке происшествия и будут переданы в скорую помощь. Еще в приложении есть и оперативная информация (о пробках, авариях), и возможность связаться со службой.

В ходе разговора оперативный дежурный ЕДДС экстренно опрашивает людей. Набор вопросов стандартный: сведения о заявителе, обстоятельствах и времени совершения ДТП. Он обязан выяснить серьезность ДТП. Если ущерб при аварии минимален (бампер чуть помят, а царапины на крыле можно рассмотреть только под микроскопом – а такие случаи происходят часто), и вызов ГИБДД необязателен, то диспетчер может помочь водителям дистанционно оформить европротокол.

– Оперативные дежурные – да, они такие мастера на все руки, – продолжает Алексей Александрович. – Они способны войти в положение и дать консультацию, чтобы быстрее освободить от машин проезжую часть.

После заполнения карточки оперативный дежурный отправляет ее в нужную экстренную оперативную службу и вызывает экипаж. Обработка звонка занимает меньше двух минут – 1 минуту 50 секунд. Задача, как говорят дежурные, – сократить время реагирования на угрозу человеческой жизни. Но и после передачи карточки «по инстанциям» они не выключаются из проблемы. Время идет, а ни полицейских, ни медиков на месте происшествия всё нет – такая ситуация тоже возможна. Дежурные службы спасения признаются: порой люди звонят с жалобой. «Я вызвал службу, а ко мне никто не едет. Почему?» ЕДДС сегодня контролирует, как происходит реагирование на их заявку. Оперативный дежурный имеет возможность отследить передвижение машины скорой помощи или полицейского экипажа. И те проигнорировать вызов уже никак не смогут.

Если посмотреть статистику работы районной службы ЕДДС, за неделю к нам поступает в среднем от 40 до 50 звонков. Чаще всего люди обращаются за оказанием   скорой медицинской помощи, это порядка 40% звонков. На втором месте – обращения за помощью полиции. В основном это семейные ссоры, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков  и ДТП. Также  в службу поступает много иных различных звонков: отключение света, интернета, воды, порыв водопровода, очистка дорог и т.п. Ну и хулиганы периодически проявляют себя. На каждый звонок дежурный должен отре агировать в соответствии с инструкцией. 

– Что касается райцентра, – говорит Алексей Александрович – здесь установлена и работает система видеонаблюдения «Безопасный город», это более 60 камер.  20 камер установлены в парке культуры и отдыха, и более 40 – на улицах поселка и в социальных объектах: 15 школ, пять детских садов, техникум агробизнеса, места общего пользования и магазины. Доступ к камерам у оперативных дежурных ЕДДС – в форме наблюдения. При обнаружении нарушений или ЧС они сообщают в соответствующие службы. Видеозаписи используются для доказательной базы правонарушений. Как пример, летом этого года, в ночное время, оперативный дежурный ЕДДС заметил в парке культуры и отдыха группу мотоциклистов, устроивших гонки, вызвал наряд ГИБДД. Правонарушители были задержаны.

– Совсем недавно –  заканчивает рассказ Алексей Александрович, – я услышал мнение о том, что нашу работу сравнивают с армией. Очень запомнилось это высказывание, потому что мы действительно призваны защищать всех граждан, без разбора их возраста и социального статуса. Главная наша задача – спасение жизни и здоровья людей, мы – связующее звено между заявителем и специализированными службами, координирующий и контролирующий орган.

 А. СЛАВИН.