«Взвейтесь кострами, синие ночи!..»

В жизни  советских  школьников первой организующей и идеологически направляющей формой работы была октябрятская организация. Она охватывала младшие классы. У старшеклассников, учащейся и рабочей молодежи был комсомол, который называли помощником партии. Это уже – важные дела, серьезная общественная работа. Чаще ей занимались энтузиасты,  полные  молодежного задора, которые старались расшевелить  своих более пассивных товарищей, и это им по большей части удавалось.

 Но если люди старшего и среднего  поколений будут  вспоминать свое школьное детство, в большинстве самыми радостными, в меру беззаботными и в то же время полными интересных и ответственных  дел окажутся пионерские годы! Не просто учебное время, а отрядная жизнь, не просто лето, а пионерское лето! Лишь  индивидуалисты, которым было  «не по кайфу» ходить строем, подниматься в пионерском лагере по побудке и вообще делать все по лозунгу «Один за всех, все за одного», старались по возможности игнорировать  коллективную, шумную, яркую жизнь пионеров. Но с нами сегодня поделятся впечатлениями о пионерском детстве люди,  в чьей душе оно оставило добрый и полезный след. Это бывшие одноклассники, выпускники Сурской средней школы 1966 года: житель Ульяновска Владимир Васильевич Угаров и житель р.п. Сурское Валерий Александрович Еремин. Особое внимание в своем рассказе они уделили работе Сурского Дома пионеров.

В.В. –  В пионеры меня принимали в 3 классе Сурской восьмилетней школы. Это было, кажется, в 1958 году,  22 апреля, в день рождения В.И. Ленина.  Пионерская жизнь была неотделима от обычной школьной жизни: от учёбы, работы в мастерской, на пришкольном участке.  Ходили на сбор металлолома,  макулатуры, собирали для удобрения полей печную золу и устраивали соревнование между отрядами, кто больше соберёт.

Из праздничной жизни помнятся торжественные школьные линейки, приём в пионеры более младших учеников. В дни советских праздников мы с повязанными красными галстуками собирались в отряды и шли на митинг или демонстрацию. Было ощущение принадлежности к большому и важному.

Как-то в пятом классе мы вместе с учительницей географии Людмилой Васильевной Ясвиной пошли в поход вдоль Суры до села Кадышево и обратно. Помнятся подготовительные сборы, вопросы, что взять в дорогу, какие вещи, пропитание и т.д. У нас была книжка «Товарищ:  записная книга пионера», в ней разные советы, в том числе и как готовиться к походу. Поход получился очень интересным. Людмила Васильевна по дороге рассказывала, как текут реки, какие растут деревья, на обрывах  показывала исторические слои пород. Делали несколько привалов, ставили палатки, готовили пищу на костре. Ночевали в сельской школе, на следующий день уставшие, но довольные вернулись домой.

Мой отец часто что-то мастерил, и мы с братом Анатолием, бегая вокруг него (интересно же!), тоже приучались к работе с инструментом. Так что пилить, строгать, забивать гвозди мы умели уже с ранних школьных лет. Делали из деревяшек себе разные поделки.

В 4-м классе я начал ходить в Дом пионеров, в технический кружок. Дом пионеров сначала располагался в центре (сейчас здесь магазин «Звениговский»), вход был сзади, а там, где дверь, ведущая в магазин, было окно.

В.А. – Я тоже ходил в этот кружок, делал первые попытки еще даже в начальных классах, не будучи пионером. На первом этаже в Доме пионеров стояли  верстаки, столы, на которых делали авиа- и судомодели. 

Сначала руководителем кружка был Виктор, фамилию не удалось вспомнить.   Директором Дома пионеров была тогда Полина Голова.  На втором этаже здания находился ее кабинет, а рядом была пионерская комната.  В ней – обязательные атрибуты: знамя районной пионерской организации, горн и барабан.  Еще размещалось что-то наподобие вешалки, там висели струнные инструменты: мандолина, гитара, балалайка. Семья Головых была музыкальной, брат Полины вел струнный кружок. А еще в пионерской комнате на столах лежали бумага, краски и цветные карандаши (что дома в то время было не у каждого ребенка). Проводились конкурсы рисунков.

В.В. – Потом Дом пионеров переехал в здание возле лесхоза (бывший лесхозовский магазин).  Руководителем технического кружка там работал замечательный человек и педагог  Николай Константинович Кашин. Занимались в этом кружке порядка двух десятков мальчишек разного возраста. Кто-то делал из дерева модели кораблей, да так хорошо! Например, мой товарищ Саша Широковский каждую детальку (мачты, надстройки, якоря)  тщательно выпиливал, вытачивал, шлифовал, полировал, покрывал краской. Кораблик получался как настоящий, только маленький.

Другие делали модели самолетов, планеров. Склеивали из тонких реечек каркасы крыльев, фюзеляжа, наклеивали бумагу, внутри натягивали резиновый шнур, соединённый с пропеллером, и надо же, самолётик летал. У  мальчишек был полный восторг! Более старшие ребята осваивали маленькие бензиновые моторчики. Когда такой моторчик запускали, стоял оглушительный рёв! Николай Константинович где-то покупал и детали, и моторчики, а это было непросто в те времена. Много помогал нам, терпеливо объяснял, иногда показывал сам: «Вот так надо делать!» Это было столь увлекательно, что хотя я и занимался судомоделизмом,  мы с братом и моим другом Володей Филатовым сделали модели самолетов.

Ранней весной, в апреле, когда только  стаивал снег, мы группой ходили за Никольскую гору, где в выемках скапливалась чистейшая талая вода. Берега были в прошлогодней густой траве, поэтому можно было близко подойти к воде с любой стороны. В этом озере мы запускали наши кораблики, восторженно наблюдая за их плаванием. Часа через три, когда батарейки для моторчиков полностью разряжались, мы, жарко обсуждая, как у кого плавала модель корабля, гурьбой возвращались в поселок.

В.А. – Каждый год 19 мая пионеры ходили за Никольскую гору, в начало Зачерного Яра. Там, за тополями, в земле был вырезан круг, часть дерна снята, а из оставшегося сформированы  лучи пятиконечной звезды. В центр круга мы пирамидой укладывали  собранные сухие ветки и сучья и зажигали наш пионерский костер, пламя было высоким; мы рассаживались на бугорке, пели песни, главная была – «Взвейтесь кострами, синие ночи!»

Все ли ребята тогда были и хотели быть пионерами? Принимали достойных. И школьник чаще всего был огорчен, если его не приняли. Старался подтянуть учебу, поведение, чтобы ему повязали красный галстук и он оказался в пионерском коллективе. Но были и хулиганистые ребята, которые бравировали своим поведением. Среди них ходила даже задиристая частушка про пионеров. Еще мне рассказывали про одного паренька из Кадышево – посередине его пути от дома до школы стояла церковь. Мальчишка, миновав храм, вынимал из кармана и повязывал красный галстук, а на обратном пути, дойдя до церкви, снимал его и прятал. Что говорить, не так все в жизни просто.

Но вернемся к Дому пионеров. В здании, которое располагалось рядом с лесхозом, места было меньше: два небольших помещения. В первом – кабинет директора Павлины Александровны Фединой (вместе с ней в эти годы работали Алла Мартыновна Корсун (Назарова) и Павлина Дмитриевна Морщакова – примеч. ред.).  В кабинете  проходили занятия литературно-драматического кружка. Вторая комната – это авиамодельный, судомодельный и шахматный кружки, занятия во всех трех вел Кашин. Николай Константинович организовывал соревнования между юными шахматистами. Помню, к нам  приходил кандидат в мастера спорта по шахматам, по фамилии Вяхирев, он жил на Трудовой улице (ул. Жигарина). Он с нами проводил сеансы одновременной игры. Однажды один мальчик обыграл его. Он очень гордился этим и задирал нос, но потом скромность и рассудительность взяли верх, и он сказал: «Да это получилось случайно».

Со своими авиа- и судомоделями мы ездили в Ульяновск на областные соревнования. Однажды произошел интересный случай. Авиамоделисты состязались на старом аэродроме (он располагался по направлению на юг от автозавода). Вдруг случилось неожиданное: авиамодель, видимо, подхватило потоками воздуха и унесло за границы аэродрома. Так тогда в воздух подняли самолет для поиска и нашли модель!

В.В. – Как хорошо, что  в Домах пионеров были такие интересные кружки для мальчиков и девочек.   Ведь что-то делать, конечно, интереснее не в одиночку, важен элемент и взаимопомощи, и состязательности. И огромную роль в этом играли наши наставники.  Многие тысячи Домов и Дворцов пионеров по всей стране позволили развить способности и наклонности детей к творческому труду, прививали навыки работы в различных технологиях. Миллионы пионеров, окончив школы и вузы, стали благодаря этому квалифицированными специалистами, инженерами, учеными.

Деятельность  Дома пионеров не ограничивалась кружковой работой. Это было учреждение, которое под руководством райкома комсомола помогало в работе школьным пионерским дружинам, отыскивало таланты  и развивало их, организовывало и координировало участие пионеров в массовых праздниках, партийных, комсомольских конференциях и других важных форумах. То, что люди видели на площадях и улицах во время торжественных дат, – безукоризненное прохождение красногалстучных колонн, звонкие речевки – в это был вложен немалый труд директоров и педагогов Домов пионеров.

В сегодняшний день желаю своим землякам всех поколений  горячей дружбы, мечты и радости, какими они были в пионерские времена.

В.А. –  Присоединяюсь! Материал подготовила К. ЕРЕМИНА.