За рулем не первый год, знает каждый поворот

Как только появился первый самодвижущийся механизм, возникла и профессия водителя. Сейчас она одна из самых распространенных и необходимых. В преддверии  Дня автомобилиста мы  решили поговорить с человеком, для которого этот праздник  является профессиональным. 

Более 30 лет Владимир Иванович Железнов проработал водителем междугороднего автобуса, сейчас находится на заслуженном отдыхе. 

– После школы в 1973 году поступил на курсы водителей в Сурский ДОСААФ, – рассказывает мой собеседник. – По окончании получил удостоверение водителя третьего класса  и сразу  устроился на работу в Сурскую СХТ. Первым моим автомобилем, за руль которого сел, был ЗИЛ-130. Мне тогда было 18 лет. В 1974 году с полученными навыками вождения и водительским удостоверением на руках ушел служить в армию. Отслужив, в 1976 году вернулся на прежнее место работы.

В 1980 году устроился на работу в Сурское АТП. Окончил месячные курсы в Ульяновске на категорию Д (водитель автобуса), прошел стажировку и после этого более 30 лет  перевозил по межгороду  самый ценный груз – пассажиров. В то время в АТП было более 25 автобусов и примерно 40 единиц грузовой техники.  За эти годы у меня было два автобуса марки ЛАЗ. Первый был «олимпийский», на 33 места. Он поступил в АТП после Олимпиады-80, работал на олимпийских объектах, перевозил спортсменов, и поэтому получил такое название. На нем я проработал 10 лет. Второй – тоже не новый, но уже самый большой, 45-местный ЛАЗ, на нем я отработал более 20 лет.  

Рабочий день у водителя междугороднего автобуса начинался рано, – продолжает Железнов. – Из автобусного парка автобус выезжал в 5:40 утра, а в 6:00 уже отправлялся с вокзала в Ульяновск. Чтобы пройти все процедуры перед маршрутом, (отметиться у медика, у механика, получить путевку у диспетчера, проверить технические жидкости, колеса), я приезжал в АТП в пол-пятого утра. Добирался на своём личном автомобиле или пешком. Вставать рано мне нравилось. Все еще спят, а ты уже «бодрячком» шагаешь на работу. В советские времена ночь была ночью, на улицах тишина, на трассе тоже. Личного транспорта у людей  было мало, да и служба такси не была так развита. Автобус – основной способ передвижения, поэтому и пассажиров всегда было много.  Почти все билеты на рейс раскупались в предварительных кассах.

В работе мне нравилось то, что в автобусе я был один, никто тебе не указывает, не командует. В то же время я понимал, что вся ответственность, в первую очередь за пассажиров,  лежит только на мне.  В гараж возвращался поздно вечером. После рейса нужно было заправить автобус топливом, проверить масла, жидкости и   вымыть салон вручную. Автомоек  тогда не было, позже салон автобуса стали убирать уборщицы.

В те годы в стране проходили большие перемены. Предприятие, в котором я работал, в 80-е – 2000-е годы много раз переименовывали. Но я продолжал работать на междугородних маршрутах.  Если проанализировать время, могу сказать: в советские времена люди были более спокойные, всегда благодарили за поездку, а вот в  2000-х  уже участились  конфликты с пассажирами, бывала и ругань пассажиров между собой. Конечно, работа с людьми – непростое дело. Конфликтов я старался избегать или сглаживать их. Но бывали такие случаи, что уже просто надо было как-то реагировать. Пассажиры пьяные, неадекватные попадались. Но и с ними старался потихоньку, чтобы не навредить ни им, ни себе.

Культура вождения раньше тоже была другой. Все автобусы – муниципальные, частных перевозчиков не было, и водители  с уважением относились друг к другу. Сейчас же на дорогах нередко можно увидеть «автобусные гонки», и участвуют в них именно сотрудники частных компаний. Это всё происходит из-за борьбы за пассажиров.  Самые главные трудности, с которыми приходилось   постоянно сталкиваться, – это снег, гололедица и мороз. Работать приходилось в любую погоду. Не выйти в рейс было нельзя.

Помню случай: зимой в сильный мороз сломался автобус, ехавший  из Инзы на Ульяновск. За час стоянки пассажиры сильно замерзли.  Было принято решение пересадить всех в мой автобус. К моим 30 пассажирам добавились еще 26 человек. Вот так, с большим перегрузом, потихоньку, стоя, но зато в тепле я привез всех на вокзал Ульяновска. Такие случаи были не единичны, поскольку техника не новая, ломалась часто, лопались колеса в тридцатиградусные морозы, но мы всегда помогали друг другу на маршруте.  За 30 лет работы водителем автобуса я не совершил ни одного ДТП.  За безаварийную работу был награжден Министерством транспорта Российской Федерации. Имею благодарность от губернатора Ульяновской области, неоднократно мой портрет был на районной Доске Почета. И сегодня я нисколько не жалею, что большая часть моей жизни прошла за рулем автобуса.

Спустя несколько десятилетий для нашего героя его профессия остаётся любимой, хотя она очень трудна. Водитель автобуса должен обладать колоссальным вниманием, поскольку ему приходится удерживать под контролем одновременно несколько факторов, быть спокойным, стрессоустойчивым. Очень приятно иметь дело с доброжелательными и обаятельными водителями   автобуса, которые стремятся помочь любому пассажиру, всегда приветливы и улыбчивы, их автобус всегда чистый и опрятный. Поездка с таким водителем – одно удовольствие. 

От имени всех пассажиров поздравляем водителей с Днем автомобилиста! Пусть ваша дорога будет гладкой и ровной, а на пути всегда горит зеленый. Пусть погода в душе будет всегда солнечной, дома ждут и встречают с любовью. А еще здоровья и простого человеческого счастья!

Материал подготовил

А. СОБОЛЕВ.